Если с бандита снять балаклаву, он бандитом быть не перестанет - к ТЦК это тоже относится

Верховная Рада неожиданно прозрела и решила бороться с произволом людоловов Зеленского. Для этого парламентарии разработают новый законопроект, который якобы даст возможность наказывать сотрудников ТЦК (Территориальный центр комплектования и социальной поддержки - так на Украине называют военкоматы – ред.) за нарушения при мобилизации.

Если с бандита снять балаклаву, он бандитом быть не перестанет - к ТЦК это тоже относится
© Свободная пресса

Такое предложение выдвинули начальник Генштаба ВСУ Баргилевич и нардеп Павлюк по итогам совместного заседания правоохранительного и оборонного комитетов Рады, где обсуждали массовую «бусификацию» людей.

«Будем разрабатывать и вносить законопроект об ответственности сотрудников ТЦК за попытки мобилизации тех, кто ей не подлежит или забронирован, и сотрудников ВЛК за, грубо говоря, попытки выдавать нездоровых за здоровых. Не может так быть, что у граждан есть ответственность за нарушение правил воинского учёта, а у сотрудников ТЦК и ВЛК нет», - написал в этой связи в своем Telegram-канале украинский депутат Максим Бужанский.

По его словам, принятый Радой в начале прошлого года закон об усилении мобилизации предполагает штраф за неявку по повестке, а также арест счетов и имущества в случае его неуплаты. Но оказалось, что штрафы выписаны только на 12% уклонившихся от повесток, и примерно 45% уклонившихся объявлено в розыск. При этом на официальный запрос, почему не выполняется закон, Бужанскому в ТЦК объяснили, что выписывать штрафы слишком дорого. Поскольку каждое заказное письмо, которым нужно уведомлять о выписке штрафа, обходится в 82 гривны.

При этом сутью принятого прошлой весной закона об ужесточении мобилизации был принцип «служи или плати» - когда те, кто не выполняет предписаний мобилизационного законодательства, должны автоматически выплачивать огромные штрафы. Заявлялось, что это позволит прекратить отлов людей на улицах. Однако на данный момент реализовать этот принцип не удалось, и жёсткая уличная мобилизация продолжается в не меньших масштабах.

На прошлой неделе эту проблему с трибуны Рады поднял нардеп Александр Бакумов. Он сделал акцент на работе ТЦК в Харькове, где военкомы, по его словам, ведут себя как настоящие бандиты - блокируют дороги, избивают адвокатов, нападают на людей, будучи в нетрезвом виде. При этом не представляются, носят балаклавы, сохраняя анонимность. Но власти не обращают на это внимание.

После его выступления, собственно, и было решено провести заседание по вопросу о «правах людей» во время мобилизации, на котором парламентарии обсудили, как проводить эти мероприятия, чтобы не так сильно будоражить народ.

Предварительно договорились, что военкомов обяжут снять балаклавы, а также запретят им применять силовые методы во время мобилизационных мероприятий. К тому же предложено привлекать полицейских, которые должны будут защищать права людей. Соответствующие изменения в закон о мобилизации, как сообщается, вынесены на голосование Верховной Рады.

Вот только стоит ли обольщаться, что незаконная киевская власть решила, наконец, покончить с уличным террором военкомов...

«После двух лет тотального беспредела ТЦК, после сотен видео похищений, тюрем ТЦК, избиения и убийств украинцев» в искренность этих помыслов вряд ли кто-то поверит, пишет украинский ТГ-канал «Легитимный». Но в Киеве, по его мнению, решили проснуться, так как запахло выборами и необходимо кинуть кость народу, чтобы задобрить массы».

Какой же главной дели служат изменение правил работы ТЦК?

Этот вопрос «СП» адресовала политологу, главе аналитического фонда «Основание» Алексею Анпилогову:

- Когда мы анализируем так называемое законотворчество украинского парламента за последние несколько лет, мы видим, что нардепы действуют по одной и той же схеме. На рассмотрение вносится некий законопроект по каким-либо болезненным вопросам, после чего в пустых дискуссиях стравливается большое количество негатива, делаются какие-то громкие заявления, которые потом широчайшим образом освещаются в СМИ и соцсетях. В конце концов закон принимается без особо одиозных положений, но с рядом поправок, которые никак не облегчают положение простых украинских граждан, а наоборот усугубляют его.

Так, например, было во время введения электронной системы «Резерв+». Всем рассказывали, что эта система якобы будет упорядочивать деятельность территориальных центров комплектования, и что это исключит произвол на местах. Но в итоге все население Украины практически добровольно оказалось в этом электронном концлагере, и теперь у любого сотрудника территориальной комиссии в планшете полное досье почти на каждого.

Думаю, сейчас будет ровно такая же ситуация. Будут долго обсуждать запрет сотрудникам ТЦК на применение силы. Но по факту применение силы будет лишь ограничено, причем максимально мягкими формулировками, и формальной уступкой в тексте закона останутся только те самые балаклавы.

При этом будет обеспечено теснейшее взаимодействие ТЦК с полицией, поскольку полицейские будут обязаны, как мы понимаем, находиться рядом с ТЦК во время мобилизационных рейдов и фиксировать якобы их нарушения. Но полицейские, напомню, на Украине, как в любой стране, никак не ограничены в применении силы в случае, если гражданин оказывает им сопротивление.

«СП»: А кто и как разрешил сотрудникам ТЦК силовые методы? Где-то указано, что они могут людей хватать на улице, избивать и запихивать в автобусы?

- Нет, конечно. Сама по себе структура территориальных центров комплектования достаточно эфемерна юридически. И не закреплена никакими законодательными актами, которые каким-то образом детально описывали бы их деятельность.

Все, по большому счету, на что сейчас опирается украинская мобилизация, это закон о военном положении, в котором прописан сам факт возможности мобилизации. Но, понятное дело, не расписаны никакие конкретные механизмы, которые позволяют эту мобилизацию осуществлять.

Многие юристы, которые сейчас, как ни странно, еще пытаются защищать украинских граждан, несколько раз в судах поднимали вопрос о том, что мобилизация в период военного положения отличается от той мобилизации, которая прописана для случая войны. Поэтому сотрудники военкоматов де-факто постоянно в своей работе превышают служебные полномочия.

«СП»: Получается, все знают, что ТЦКашники нарушают закон, но наказывать из никто не собирается?

- Я думаю, что неправомерные действия ТЦК, если примут поправки, придется доказывать в судебном порядке. Скажут, есть суд, в него и обращайтесь. Но при этом сами действия ТЦК, связанные с насильственным рекрутингом и отправкой людей на убой, прекращены не будут.

То есть человека скрутили, возможно, даже с нарушением закона, и отправили в окоп. А дальше судись, пожалуйста. Доказывай, что к тебе были применены какие-то незаконные приемы. Вот только, каким образом ты будешь это делать из окопа? И не убьют ли тебя, пока будет идти судебный процесс?

Скорей всего законопроект будет принят в максимально извращенной форме. Но главное, правоприменительная практика будет максимально защищать сотрудников ТЦК и не позволит украинским гражданам эффективным образом отстаивать свои права. За исключением тех, кто может, действительно, купить и адвокатов, и суд, и самих ТЦКашников.

То есть, это опять создается еще и коррупционная кормушка, которая будет использована власть имущими и денежными мешками для того, чтобы избегать мобилизационных мероприятий.

«СП»: А может такая забота нардепов о «правах граждан» обусловлена желанием сбить волну народного негодования перед возможными выборами?

- Здесь надо понимать, что выборы и ТЦК - это взаимоисключающие понятия. Поскольку, повторюсь, территориальные комиссии по комплектованию действуют на основании закона о военном положении. А выборы можно проводить только отменив это военное положение. Тут или-или.

Конечно, депутаты могут надеяться на то, что потом они опять будут кандидатами, когда закончится военное положение. Но сейчас логика гораздо проще. Еще года два назад ТЦК - это было где-то далеко, не рядом с моим домом, не с моим двором. Сейчас фактически в каждой семье могут сказать, что кого-то из родственников или знакомых «загребли». И бедный Тарасик либо уже погиб в окопе, либо пропал без вести, и никто о нем ничего не знает.

Поэтому еще раз подчеркиваю: принятие этих поправок - это не про законность.