Мир в Израиле – промежуточный шаг для нормализации отношений США и России
Палестинская группировка ХАМАС передала трех заложниц, захваченных в Израиле полтора года назад, Международному комитету Красного Креста (МККК), передает Al Arabiya.
Напомним, 19 января вступило в силу прекращение огня между Израилем и ХАМАС, первый этап которого рассчитан на 42 дня. ХАМАС должен освободить 33 заложника в обмен на сотни палестинцев, находящихся в тюрьмах Израиля.
Кроме того, израильские военные должны покинуть густонаселенные районы, а в сектор Газа поступят увеличенные объемы гуманитарной помощи.
При этом Израиль предупредил, что возобновит боевые действия в случае нарушений условий со стороны ХАМАС. Стоит отметить, что решение вызвало неоднозначную реакцию среди израильских политиков, которые требуют продолжения войны. Очевидно, Нетаньяху пошел на сделку в преддверии инаугурации Дональда Трампа, но сейчас ему уже ничего не будет связывать руки. Окажется ли эта сделка прочной?
– Любой вооруженный инцидент может стать поводом, как минимум, для приостановки реализации этого соглашения даже на первых двух этапах, – считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
– Не говоря уже о том, что на несколько лет вперед в этих условиях планировать довольно трудно, то есть в каком виде реализуется упомянутый в соглашении план восстановления Газы или реализуется ли в принципе, сейчас стоит говорить с большой осторожностью.
При этом у обеих сторон есть мотивы для того, чтобы как минимум на начальных этапах попытаться это соглашение реализовать. Для Биньямина Нетаньяху на этом фоне, конечно, внутриполитические риски несет ослабление правящей коалиции, даже несмотря на то, что лидер покинувшей эту коалицию партии «Оцма Йехудит», подавший в отставку министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир сделал оговорку, что «не намерен работать над свержением правительства».
Тем не менее давление на Нетаньяху внутри Израиля после октября 2023 года шло со стороны не только приверженцев жесткой линии, но и со стороны граждан, призывавших его добиваться освобождения заложников.
Опять же, для Израиля критична поддержка Вашингтона. Между тем, для команды Дональда Трампа важно, что его вступление в должность примерно совпадает с началом реализации соглашения, которое дает шанс на преодоление хотя бы временного кризиса вокруг Газы. Кроме того, поскольку политики-республиканцы обычно любят сравнивать себя с Рональдом Рейганом, тут важен и символический момент – ведь вступление в должность этого президента в январе 1980 года тоже прошло параллельно с освобождением заложников.
Тогда, как известно, были освобождены американские граждане, захваченные в Иране после захвата посольства США в Тегеране в 1979 году. То есть администрации Трампа сейчас тоже выгодно, чтобы хотя бы в первую пару недель эта сделка не была сорвана. Впрочем, стоит повториться, что это не является гарантией от срыва соглашения в дальнейшем.
«СП»: Соглашение предусматривает прекращение огня, отвод израильских войск и обмен 33 заложников на сотни заключенных палестинцев. Можно ли этот обмен считать справедливым для обеих сторон?
– Пока само это соглашение скорее выгоднее для ХАМАС, чем для Израиля, поскольку палестинское движение получает передышку и возможность добиться отвода израильских войск из Газы. Получают возможность выйти на свободу и близкие к движению заключенные, находившиеся в израильских тюрьмах. В пропагандистском плане – у медиа-ресурсов ХАМАС появился повод говорить о своей победе.
В случае новой вооруженной эскалации, а она весьма вероятна в будущем, израильским войскам вновь понадобится тратить ресурсы, если они решат вновь занять те позиции в Газе, которые оставят в рамках реализации соглашения. Собственно, именно эти факторы и являются сейчас поводом для критики в адрес Биньямина Нетаньяху в Израиле, прежде всего со стороны правых и крайне правых политиков, включая, того же Бен-Гвира.
«СП»: Стоило ради этого воевать? В ХАМАС в свое время говорили, что целью захвата заложников было привлечение мирового внимания к проблеме Палестины. Привлекли? Организация обезглавлена, Газа в руинах…
– Если смотреть на предварительные итоги нынешней эскалации вокруг Газы, действительно, ХАМАС в январе 2025 года слабее, чем был в начале октября 2023-го и находится в более сложной для него международной обстановке. С другой стороны, у «ХАСАС» сохраняются и мобилизационные ресурсы, и возможности в значительной мере сохранить контроль над Газой по мере отвода оттуда израильских войск, как минимум, в ближайшей перспективе.
«СП»: Что дальше? Израиль ставил целью не только освобождение заложников, но и отстранение ХАМАС от власти. ХАМАС тем временем заявляет, что не настаивает на собственном руководстве в Газе…
– Действительно, о возможности передачи гражданского управления в Газе «независимой администрации из независимых и компетентных лиц» заявил, например, член Политбюро ХАМАС Мухаммед Наззал. При этом мотивы ХАМАС здесь, видимо, заключаются в том, чтобы сохранить влияние на такую администрацию, которая, не ассоциируясь с этим движением напрямую, смогла бы получить большие объемы международной помощи.
Но стоит учитывать, что в целом риск новой эскалации вокруг Газы в перспективе даже ближайших месяцев достаточно велик. Вполне вероятны новые атаки представителей ХАМАС на израильских силовиков. В правительстве Израиля, в свою очередь, с высокой вероятностью будут исходить из того, что длительное перемирие может дать возможность ХАМАС восстановить свое влияние и инфраструктуру в Газе. Это будет подталкивать израильскую сторону к новым операциям против ХАМАС, хотя не обязательно такого масштаба, как после октября 2023 года.
«СП»: Советник Трампа анонсировал «решения по Ирану» в феврале. Какими они будут? Что ждать Палестине?
– Вероятно, команда Трампа реализует свои предвыборные обещания и усилит экономическое давление на Иран, вероятно, вложив дополнительные ресурсы и в расшатывание позиций руководства страны изнутри. Здесь многое будет зависеть и от того, сколько сил одновременно потребуют усилия Белого дома по сдерживанию России и КНР. На фоне усиления давления США на Иран дополнительные аргументы для действий против того же ХАМАС могут появиться и у Израиля.
– На самом деле эскалация на Ближнем Востоке была на руку команде Трампа в предвыборной кампании, по этой причине Дональд и Беньямин договорились во Флориде увеличить градус конфликта, по результатам чего в Тегеране был убит Исмаил Хания, произошел террористический акт взрыва пейджеров в Ливане и прочие события, изменившие облик региона, – уверен доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
– Настолько дерзко вести себя в условиях прочных позиций демократов в США Нетаньяху бы не решился. Гневные воззвания на этот счет Байдена израильский премьер просто проигнорировал. Теперь, после убедительной победы Трампа, в Вашингтоне вряд ли будут стремиться нагнетать здесь события, итогом чему оказывается сделка с ХАМАС.
Ни одна из заявленных целей Израиля в Газе не достигнута. Безусловно, произошли сопутствующие события в Сирии и Ливане, позволяющие Нетаньяху исправить свое восприятие среди израильтян – результаты опросов свидетельствуют о возросшей поддержке лидера Ликуд, – но ХАМАС как был главной силой в Газе, так ей и остается. Более того, по результатам этой войны ХАМАС выходит победителем, правда, ценой огромного количества жертв мирных палестинцев.
В нынешних условиях США будут оказывать серьезную поддержку Израилю, но не переходя границы разумного. Горячая стадия конфликта здесь никому не нужна, особенно на этапе, когда перед Трампом решение миграционного конфликта и переформатирование отношений с Европой в условиях украинского вопроса.
Иран будет оставаться в прицеле США, но навряд ли Трампу нужна война, тем более при непосредственном участии Вашингтона. Экономические санкции и выдавливание иранских прокси чужими руками – первоочередные меры администрации США. Можно ожидать возобновление сотрудничества с Саудовской Аравией, переметнувшейся на сторону России, чьими военными силами можно попытаться скинуть хуситов в Йемене в море, а также заключение сотрудничества со ставшей хозяином в Сирии Турцией.
За всем этим может маячить сделка с Россией, которая навряд ли будет публичной, но на неофициальном уровне торговля влиянием на Ближнем Востоке с завершением поддержки США украинских нацистов вполне может быть.