Россия и Беларусь наращивают взаимодействие в авиационной отрасли
Представители России и Беларуси обсуждают создание межгосударственной программы в сфере авиастроения до 2035 года, сообщил вчера посол республики в РФ Александр Рогожник. В планах - совместная межгосударственная программа в области авиастроения, которая будет затрагивать не только проект самолета "Освей", и расширение сотрудничества по изготовлению авиакомпонентов. Авиаперевозки же между двумя странами и так активно развиваются.
Россия и Беларусь в 2023-2024 годах открыли авиасообщение по десяти новым направлениям, сообщил в конце прошлого года директор белорусского департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций Игорь Голуб. Воздушные трассы соединили Беларусь с Ульяновском, Архангельском, Минеральными Водами, Самарой, Челябинском, Махачкалой. В числе перспективных сейчас рассматривают рейсы во Владивосток, Новосибирск и Тюмень.
Первый опытный борт турбовинтового самолета "Освей" совместного производства должен подняться в воздух в 2026-2027 году
Российское направление в Беларуси считают самым растущим полетным вектором. Региональные белорусские аэропорты оживают в том числе за счет рейсов в российские города. Так, из Гомеля в октябре 2023 года стартовали рейсы в Москву, а весной 2024-го - в Санкт-Петербург. Инфраструктуру аэропорта уже модернизируют под увеличивающийся пассажиропоток. Брестский аэропорт тоже ожил. Полгода назад появился регулярный маршрут в Москву, а с 2 апреля "Белавиа" запустит рейс из Бреста в Санкт-Петербург. Как сказал гендиректор авиакомпании Игорь Чергинец, только между Минском и Петербургом за прошедший год пассажиропоток прирос на 15% и составил около 200 тыс. пассажиров.
Пока же наибольшая нагрузка в сфере пассажирских авиаперевозок ложится на национальный аэропорт Минска. На данный момент, столица Беларуси соединена воздушным сообщением с 18 городами России.
Налаживается также взаимодействие между российскими и белорусскими вузами в подготовке кадров для авиаотрасли, а также между предприятиями в сфере производства, ремонта и обслуживания воздушных судов. "В любой стране мира существует дефицит квалифицированных специалистов, которые могли бы выполнять те или иные работы в части проектирования, ремонта воздушной авиационной техники, поэтому наличие международных партнерств с дружественной страной - это большое преимущество для России", - отмечает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Так, на Минском заводе гражданской авиации N 407 в июле 2024 года открылся инновационный комплекс по покраске воздушных судов и их техобслуживанию. Завод активно наращивает промышленную кооперацию с авиапредприятиями Ульяновска. Заключен контракт на изготовление комплектующих для авиалайнера МС-21. По контракту с российской компанией "АэроКомпозит", которая производит консоль крыла из композитных материалов, 215 деталей этой консоли поступают из Минска. Развивается и сотрудничество с Казанским авиазаводом по производству комплектующих для самолета Ту-214. Всего Россия готова размещать на белорусских предприятиях заказы по производству авиакомпонентов на 3-5 млрд рублей в год.
Главный же и самый яркий пример сотрудничества двух стран в авиационной отрасли - совместное производство многоцелевого двухмоторного турбовинтового самолета "Освей". Его проектирование уже идет с участием 558-го Авиаремонтного завода в Барановичах и Уральского завода гражданской авиации. Первый опытный борт должен подняться в воздух в 2026-2027 году. Всего двум странам предстоит изготовить около 180 легких многоцелевых самолетов, вмещающих до 19 пассажиров.
"Потребность в двухдвигательных самолетах местных воздушных линий у нас сохраняется. Теперь главное, чтобы на выходе был создан самолет, имеющий высокие летно-технические данные и показатели по экономической эффективности эксплуатации", - отметил Пантелеев. Эксперт считает, что рыночный потенциал у такой машины есть. После того как самолет получит позитивный опыт эксплуатации в России и Беларуси, его можно будет экспортировать и в третьи страны.