Соглашение о прекращении огня между Израилем и ХАМАС вступило в силу

В воскресенье, 19 января, несмотря на различные нестыковки и проволочки, соглашение о прекращении огня между Израилем и палестинским движением ХАМАС вступило в силу. Обе стороны угрожают, что в случае невыполнения оговоренных условий боевые действия возобновятся. Однако цена таких заявлений невелика, поскольку мы наблюдаем классическую операцию по принуждению к миру, осуществленную при участии арабских посредников и Соединенных Штатов. А это означает, что ослушание одной из сторон конфликта неизбежно и кратно усилит позиции другой. Перед назначенной на 20 января инаугурацией Трампа ближневосточные качели застыли в равновесии, ожидая, что в дальнейшем предпримет избранный президент США и в какой степени для него окажется приемлемым оставленное Байденом внешнеполитическое "наследие".

Соглашение о прекращении огня между Израилем и ХАМАС вступило в силу
© Российская Газета

Израильские СМИ избегают писать о том, что предшествовало заключенным договоренностям и почему премьер Нетаньяху, которому месяцами удавалось отбивать требование команды Байдена заключить мир с палестинцами, сдал практически все прежние позиции перед приходом к власти Трампа. Хотя тот называл себя гораздо большим другом Израиля, чем его предшественник, и обещал поддерживать Тель-Авив. Но американская пресса, не стесняясь, приподняла занавес над сделкой с ХАМАС.

Сделка с ХАМАС выглядит болезненным компромиссом в первую очередь для Израиля

В начале января в Тель-Авив отправился спецпосланник избранного президента США. Миллиардер Стив Виткофф, посланный Трампом для реализации мирной миссии, прежде никакого отношения к внешнеполитической деятельности не имел и дипломатией на Ближнем Востоке не занимался, посвятив свою жизнь инвестициям в недвижимость. Любопытно, что его встреча с премьером Израиля состоялась в субботу, когда в еврейском государстве празднуют шаббат, демонстративно подчеркнув тем самым неотложность переговоров. Как поведали на условиях анонимности близкие к Нетаньяху чиновники, после беседы с присланным бизнесменом у Биби (прозвище Нетаньяху. - Ред.) не было иного выбора, кроме как сказать "да" привезенным ему условиям прекращения огня. Разумеется, детали происходившего за закрытыми дверями неизвестны, но очевидно - "торг был неуместен". Газета "Нью-Йорк таймс" приводит мнение бывшего сотрудника американской разведки, осведомленного о ходе состоявшихся переговоров. По его данным, ключевой аргумент посланного Трампом бизнесмена выглядел так: "Либо Израиль прекращает огонь, и мы начинаем новый этап отношений, либо не прекращает огонь и тем самым не дает новому президенту США того, что он хочет. Но тогда мы не обещаем, что будем взаимодействовать так, как вы хотите". Поскольку перед инаугурацией Трамп потребовал прекращения огня на палестинских территориях, чтобы записать в свой актив первое значимое очко в качестве миротворца, Нетаньяху не рискнул возражать, несмотря на грозящие ему репутационные и политические потери.

По мнению бывшего сотрудника госдепартамента Аарона Дэвида Миллера, хотя избранный президент США называет себя самым произраильским главой государства, никто в окружении Нетаньяху не был в состоянии предсказать, как поведет себя новый хозяин Белого дома, если в Тель-Авиве не услышат его распоряжений. А Израиль, прочно сидящий на игле американских финансовых вливаний и поставках американского оружия, мог в одночасье лишиться всего, не говоря о дипломатической поддержке Тель-Авива в международных институтах. Посланный на встречу с Нетаньяху бизнесмен Стив Виткофф доступно объяснил израильским чиновникам, кто "заказывает музыку" на Ближнем Востоке и что ждет тех, кто не учитывает национальные интересы США. Национальные интересы Израиля сторонника линии Трампа "Америка превыше всего" не интересовали, и это, пожалуй, все, что необходимо знать об отношениях Вашингтона со своими союзниками, чье существование и будущее зависят от настроений в Белом доме.

Рассуждать о том, стоит ли сделку с ХАМАС считать поражением или победой Израиля, довольно проблематично. Речь идет о болезненном компромиссе в первую очередь для Тель-Авива. Сделка состоит из нескольких этапов, каждый из которых может оказаться последним в связи со стопроцентным недоверием сторон друг другу. В воскресенье по плану должны быть освобождены трое израильских заложников и 90 палестинских женщин-заключенных. Причем имена освобождаемых израильтян до последнего скрывались движением ХАМАС, что едва не привело к отмене всех договоренностей. Затем еще 30 израильских заложников должны быть освобождены в ходе первой фазы сделки в обмен на почти 2000 сидящих в тюрьмах палестинцев. Но точные сроки освобождения заложников остаются неясными - ХАМАС лишь объявил, что будет освобождать их по субботам, в шаббат. К тому же не обнародована информация, сколько из предложенных для обмена израильтян передадут живыми. Это обстоятельство вызывает наибольшее недовольство в Израиле, поскольку чревато трагическими последствиями - фактически в обмен на содержащихся в тюрьмах палестинцев, многие из которых участвовали в убийствах мирных жителей еврейского государства, Тель-Авиву могут передать тела погибших. В Израиле считают такой обмен неравноценным.

Также Нетаньяху обязался вывести войска из густонаселенных районов Газы, но сохранил под контролем армии примыкающую к границе с Египтом полосу, так называемый Филадельфийский коридор, через который шла большая часть контрабанды оружия в Газу и вывозились израильские заложники. В рамках сделки Тель-Авив согласился пропустить в палестинский анклав грузовики с гуманитарной помощью и топливом. Такова в общих чертах видимая часть сделки. Всего в соглашении упоминаются три фазы, но немногие верят, что мир в регионе продержится до третьего этапа договоренностей. Поскольку сил, желающих спровоцировать продолжение конфликта, на Ближнем Востоке достаточно. Нельзя исключать и наличие секретных статей сделки - в палестино-израильском конфликте такого рода дипломатия не редкость.

В воскресенье стало известно, что подал в отставку министр национальной безопасности Израиля Бен-Гвир, не согласный с договоренностями по Газе. Вместе с ним правящую коалицию покинут еще два министра, представляющие радикальные, настроенные на войну партии.

Однако на данном этапе вопрос о развале правительства Нетаньяху в повестке не стоит. Тем более премьер неоднократно подчеркивал: нарушение сделки палестинцами приведет к немедленному возобновлению боевых действий. Но это случится уже после инаугурации Трампа и лишь в том случае, если Израиль сумеет доказать Белому дому, что честно выполнял свою часть договоренностей.

На пресс-конференции 7 января Трамп предупредил: если сделка между Нетаньяху и ХАМАС не будет заключена до его инаугурации, "на Ближнем Востоке начнется ад". Эти заявления, на первый взгляд, звучали предостережением для противников Тель-Авива, но в еврейском государстве давно научились читать между строк. Клятву Трампа в правительстве Биби восприняли в качестве угрозы не только палестинцам, но и израильтянам. Все обстояло настолько серьезно, что сразу после выступления избранного президента США к нему на встречу вылетел главный стратегический советник Нетаньяху. Его беседа с Трампом продлилась два часа вместо запланированных 25 минут, и содержание разговора не разглашалось.

Перед вступлением в силу перемирия с ХАМАС в Израиле произошло еще одно незаурядное событие, которое многое объясняет в морально-гражданских аспектах заключенной с палестинцами сделки. Силы специального назначения Израиля вывезли из сектора Газа на родину тело солдата Орона Шауля, погибшего в 2014 году во время операции "Несокрушимая скала". По словам Нетаньяху, "в течение многих лет фотографии погибших солдат Орона Шауля и Хадара Голдина стояли в его офисе как ежедневное напоминание о его обязательстве вернуть их домой". Тело Шауля спецслужбам Израиля обнаружить удалось. Где находится тело Голдина, до сих пор неизвестно. Есть шанс, что в рамках сделки с Израилем палестинцы вернут также погибшего Хадара Голдина, как и других павших в боях израильтян. Надежда на такой обмен в глазах значительной части израильского общества оправдывает необходимость нынешнего временного, неустойчивого, но все же мирного соглашения с ХАМАС. Потому что, как сказано в заявлении Форума семей заложников, "возвращение на вечный покой в Израиль является выполнением основного морального и этического обязательства страны перед всеми своими гражданами". И важнее этого долга ничего нет.