Насколько могут быть эффективны кнут и пряник Трампа? Комментарий Георгия Бовта

Bloomberg пишет о разработке командой Дональда Трампа тактики кнута и пряника для того, чтобы склонить Москву к уступкам в переговорах с Украиной. Пряник — возможное смягчение санкций, кнут — наоборот, ужесточение в отношении экспорта нефти с поправкой, правда, на реальные возможности. Тем временем в сенате выступили претенденты на основные посты в новой администрации. Они избегали говорить об Украине, подчеркивали, что боевые действия надо остановить на реалистичных условиях, и называли главной угрозой для США Китай. Что из этого можно заключить?

Насколько могут быть эффективны кнут и пряник Трампа? Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Расклад сил в сенате в пользу республиканцев 53 против 47 создает для будущего президента куда более комфортную ситуацию с назначениями, чем во время первой каденции, когда у него такого преимущества не было и приходилось подыскивать более компромиссные для демократов кандидатуры. Теперь же даже кандидат на пост главы Пентагона Пит Хегсет, бывший ведущий телеканала Fox News, но также и ветеран Национальной гвардии, имеет высокие шансы быть утвержденным. Хотя поначалу его неожиданное выдвижение Трампом стало чуть ли не скандалом. Уж очень неординарная личность для министра обороны. Да и управленческий опыт у Хегсета нулевой, учитывая, что ему возглавлять ведомство, где служат 1,3 млн военных и более 750 тысяч гражданских лиц, а бюджет составляет 850 млрд долларов. Демократы давили на то, что в биографии Хегсета значатся обвинения в сексуальных преступлениях и пьяном вождении. А республиканцы напирали на тезис, что, мол, «нетрадиционное резюме» — это сейчас как раз то что надо. Мол, и Трамп такой же. От Хегсета правые консерваторы ждут очищения армии от всяких трансгендеров, коих в Вооруженных силах США насчитывается около 15 тысяч. По поводу женщин в армии у Хегсета тоже скептические взгляды: ну не во всем они равны мужчинам и все тут. Руководство профильных комитетов сената Хегсета поддержали, а уходящую администрацию раскритиковали за то, что та развела в войсках всякое «разнообразие, равенство и инклюзивность», что делает армию слабой, и все это надо отменить. Главный лозунг республиканцев — пора передать «штурвал тому, у кого пыль на ботинках», то есть который сам воевал в Ираке и Афганистане, хотя дослужился только до майора. Хотя, помнится, у Обамы служил главой Пентагона Чак Хейгел, который довоевался во Вьетнаме только до звания сержанта. Конфликт на Украине Хегсет во вступительном слове не упоминал вовсе. Лишь, отвечая на вопросы сенаторов, заявил: «Мы знаем, кто агрессор. Мы знаем, кто хороший парень. Мы хотели бы, чтобы урегулирование было максимально выгодным для украинцев». Хегсета считают изоляционистом, выступающим за сокращение обязательств США перед НАТО. На слушаниях по кандидатуре директора ЦРУ Джон Рэдклифф был конкретнее, заявив, что конфликт на Украине усиливает риск втягивания США в войну с ядерной державой. Но в большей степени он все же сосредоточился на угрозах, исходящих из Китая, который, по его словам, стремится к мировому господству. Вызывает озабоченность и Иран, который сегодня близок к созданию ядерного оружия. В этой связи можно ожидать возобновления жесткого противодействия Тегерану, которое было затихло при Байдене, но было характерно для первой администрации Трампа. Это могло бы стать одной из тем российско-американской гипотетической «большой сделки», когда и если до нее вообще дойдет дело.

Кандидат на пост госсекретаря Марко Рубио, недавно сам сенатор от Флориды, чувствовал себя на слушаниях как рыба в воде. Они были для него максимально комфортными. В выступлении про Украину он тоже не сказал ни слова, что подтверждает предположения, что у команды Трампа пока нет целостного видения путей урегулирования конфликта. Рубио лишь обозначил отказ от позиции администрации Байдена, согласно которой, мол, Киев сам должен решать, когда и как начинать переговоры с Москвой. Отражая настрой команды Трампа, он заявил, что конфликт должен быть прекращен путем заморозки линии фронта, а Украина не сможет вернуть утраченные территории. «Проблема Украины не в том, что у них заканчиваются деньги, а в том, что у них заканчиваются украинцы», — сказал он. О членстве Украины в НАТО он не сказал ни слова. Рубио всегда считался жестким противником Китая, хотя он был соавтором ряда антироссийских законопроектов. Он и сделал акцент на «китайской угрозе», а также общей критике «либерального миропорядка». По его словам, установленный после Второй мировой войны порядок «хорошо послужил» Америке, которая тогда одержала победу в холодной войне, дождавшись падения «империи зла». Однако затем, по его словам, США и Запад в целом впали в «опасное заблуждение о конце истории», при котором «все народы Земли станут членами демократического сообщества под руководством Запада», отказавшись от национальной идентичности. Это было, по его словам, опасное заблуждение.

Рубио упомянул «диктаторов в Москве, Тегеране и Пхеньяне», которые якобы сеют хаос и нестабильность, а затем «прячутся за своим правом вето в ООН и угрозой ядерной войны». Такие воззрения в духе Рейгана до его встречи с Горбачевым на Мальте не сулят легкого диалога между Москвой и Вашингтоном.

В подтверждение этих ожиданий агентство Bloomberg сообщило, что команда Трампа разрабатывает масштабную стратегию санкций, чтобы добиться соглашения между Россией и Украиной. Она подразумевает как некий пряник смягчение, в частности, нефтяных санкций против РФ в случае продвижения урегулирования, так и новые санкции, если Россия откажется идти на прекращение огня. Впрочем, пока эти планы находятся на ранних стадиях разработки, так что в ближайшие недели акцент будет по-прежнему сделан на происходящее на поле боя, а не за пустым пока столом переговоров.