Страны НАТО договорились об усилении контроля судов в нейтральных водах
Страны НАТО, имеющие выход к Балтийскому морю, намерены останавливать, проверять и задерживать перевозящие нефть танкеры в нейтральных водах. Об этом они договорились на саммите в Хельсинки, где по приглашению финского президента Александра Стубба собрались лидеры Германии, Дании, Швеции, Польши, прибалтийских республик, а также генсек НАТО Марк Рютте и вице-председатель Еврокомиссии Хенна Вирккунен.
"В случае необходимости надо предусмотреть также контроль над кораблями в центре Балтийского моря", - заявил на встрече польский премьер Дональд Туск, добавив, что, если речь идет о безопасности, все договаривающиеся страны должны быть готовы "остановить судно, задержать экипаж и выяснить, на ком лежит ответственность".
Главной угрозой безопасности на Балтике в Хельсинки были объявлены перевозящие по морю нефть танкеры: якобы они разрушают подводную инфраструктуру, угрожают экологии и к тому же нарушают введенные против России санкции. Правда, из заявлений участников встречи не совсем понятно, что же является главной целью - защитить инфраструктуру или остановить экспорт российской нефти.
Лидеры балтийских стран НАТО, ловко манипулируя словами, смешивали одно с другим, и возникает подозрение, что инфраструктура - это лишь повод, а главная цель - это все же экспорт. Тем более никаких доказательств намеренного повреждения танкерами подводных кабелей так до сих представлено не было, и единственным несомненным случаем диверсии против подводной инфраструктуры на Балтике остаются "Северные потоки", в подрыве которых те же немецкие власти подозревают украинцев, хотя сначала тоже упорно твердили о "российском следе".
Примечательно также, что в итоговом заявлении хельсинкского саммита санкции поставлены на первое место. "Мы оставляем за собой право в соответствии с международным правом принимать меры против любых подозреваемых судов, которые обходят санкции и угрожают нашей безопасности, инфраструктуре и окружающей среде", - говорится в документе. Но именно в международном праве кроется главная загвоздка - оно позволяет останавливать и досматривать иностранные суда в нейтральных водах только в случаях, если речь идет о пиратстве или торговле людьми. Поэтому, как сообщил по итогам встречи канцлер Германии Олаф Шольц, страны НАТО сейчас займутся анализом правовых норм, чтобы понять, какие у них есть "варианты действий", то есть, иными словами, попытаются найти лазейку, позволяющую останавливать суда. Хотя уверенности в том, что это получится, у Шольца, похоже, нет.
"У нас есть права, когда суда находятся в наших территориальных водах, но (то, что мы планируем) выходит за рамки этого", - сказал немецкий канцлер.
В Хельсинки также было объявлено о начале операции НАТО "Балтийский часовой", в рамках которой предполагается значительное расширение присутствия сил альянса на Балтике. Участники саммита положительно оценили это решение, но сочли его недостаточным: НАТО пока собирается только наблюдать за танкерами, а не останавливать их.