Насколько серьезны намерения Трампа относительно Гренландии?
Трамп хочет войти в историю как покоритель Гренландии. По крайней мере, так утверждают источники Reuters, говоря о серьезности намерений будущего президента США. Каковы настроения в Вашингтоне и на самом острове?
«Купить Гренландию». По информации Reuters, этот пункт содержался в прединаугурационном внешнеполитическом вишлисте, подготовленном командой Трампа, и вызвал особый интерес у избранного президента США. Агентство приводит высказывания источников из окружения политика, согласно которым Трамп более чем серьезно настроен попытаться расширить территорию США впервые за 70 лет, со времен покупки Аляски и присоединения Гавайских островов при президенте Эйзенхауэре. Согласно статье, это должно стать наследием второго и, предположительно, последнего срока Трампа, а сам он допустил даже применение военной силы для взятия Гренландии под американский контроль. Мнения самих гренландцев о том, хотят ли они стать 51-м штатом, собрал NBC:
— Он очень громко высказывается. Что еще за разговоры — взять Гренландию силой. Не выйдет. Мы не можем ему сейчас ничего сказать. Мы еще даже к независимости от Дании не готовы. Мы не решили, с кем мы будем сотрудничать в будущем.
— Он смотрит на нас свысока. И, похоже, не осознает реальности. Это глупо.
— Мы больше не можем полагаться на маленькую Данию, пока в мире есть столько сверхдержав. Нашим партнером должна быть сверхдержава. Потому что Гренландия очень богата, у нас есть все.
— Он, наверное, думает, что может купить все на свете. Но Гренландия не продается. Извините, но нет.
Последние 200 лет, после распада Кальмарской унии скандинавских государств, Гренландия находится под контролем Дании. В конце 70-х на острове прошел референдум о самоуправлении, по итогам которого власти Гренландии получили право самостоятельно определять свою внутреннюю политику. Долгое время Копенгаген ограничивал внешнюю торговлю Гренландии; на сегодня около 50% островного импорта поступает из Дании, еще 40% из других стран ЕС, около 10% из Канады и США. Чек за гипотетическую покупку Гренландии журнал The Economist оценил в 50 миллиардов долларов — это около 1 миллиона долларов на каждого из 56 тысяч жителей острова, или около 1% расходов американского бюджета. Экономическую привлекательность Гренландии в глазах Трампа анализирует политолог-американист Малек Дудаков:
Малек Дудаков политолог-американист «Трампа в первую очередь интересуют редкоземельные месторождения, которые имеются в Гренландии. Причем, судя по всему, месторождения гренландские являются крупнейшими в мире после китайских. Трамп неоднократно уже поднимал тему зависимости Соединенных Штатов от импорта редкоземельных металлов из Китая. Как раз в 2018 году это все обсуждалось, и в контексте того, что именно китайские компании стараются заходить в Гренландию и добывать там эти редкоземельные металлы. В конечном счете, скорее всего, в рамках каких-то закулисных переговоров американцы и датчане придут к некоему компромиссу. Я, честно говоря, сильно сомневаюсь в том, что мы увидим какую-то продажу Гренландии или предоставление острова в аренду американцам. Хотя, наверное, этого полностью исключать нельзя, учитывая напор Трампа. Но скорее я бы все-таки это рассматривал как некую такую позу в рамках будущих переговоров: Трамп предлагает нечто радикальное и потом уже в рамках компромисса приходит к какому-то умеренному сценарию. Для американских компаний откроется доступ к редкоземельным месторождениям, вот и как раз эти самые месторождения могут отдать в аренду корпорациям из США».
Несколько лет назад, после былых высказываний Трампа на тему покупки Гренландии, на острове был проведен первый в истории опрос на тему внешней политики. Большинство жителей высказались за расширение сотрудничества как с Данией, так и с США и с Евросоюзом.
Власти острова заявили, что Гренландия принадлежит гренландцам и стремится к независимости. В Копенгагене выразили надежду, что США не будут пытаться взять остров под контроль силовыми или экономическими методами.