Политолог Дмитрий Суслов: Трамп хочет выжимать все соки из этих союзников
Я назову как минимум четыре причины, по которым президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер ФРГ Олаф Шольц так резко реагируют на риторику избранного президента США Дональда Трампа в отношении Гренландии. Первая - это все-таки принцип солидарности внутри Европейского союза, в соответствии с которым страны-члены должны выступать сообща с другими странами-членами. В данном случае они проявили солидарность с Данией. Второе - сбываются худшие опасения Шольца и Макрона в части более наступательного и утилитарного подхода Трампа к европейским союзникам Соединенных Штатов. Трамп не считает европейских союзников эдакой хрустальной вазой, с которой надо носиться, оберегать, пылинки сдувать и ценить уже за то, что они есть. Трамп считает, что из этих союзников нужно выжимать все соки, добиваться того, что выгодно США и даже в ущерб им самым.
Он позволяет себе даже конфронтационную политику угроз и шантажа в отношении своих сателлитов, когда они - сателлиты как страны и Макрон с Шольцем как их лидеры - избалованы и привыкли к другому обращению. Когда позитивные, благожелательные отношения считаются за благо и ценность сами по себе. Трамп исповедует другой подход, и это пугает Макрона и Шольца. Они видят свою безопасность исключительно в союзе с Вашингтоном, а оттуда им грубо выставляют новый ценник за свою благосклонность. То есть, за то, что они раньше получали почти бесплатно, в рамках миропорядка, "основанного на правилах".
Третье - это то, что риторика Трампа и в отношении Гренландии, и в отношении Канады, и в отношении Никарагуа говорит о стремлении в большей степени сосредоточиться на западном полушарии, на Арктике и в меньшей степени обращать внимание на Европу. Гренландию Трамп рассматривает именно как часть западного полушария, и это тоже пугает глав Германии и Франции. Их беспокоит ослабление внимания США непосредственно к европейским делам, настораживает, что Штаты могут отвернуться от Европы, и это неминуемо скажется на европейской безопасности.
И четвертое - риторика Трампа подрывает ценности и принципы, которые исповедуют в Европе, по крайней мере, риторически. В данном случае - нерушимость границ, недопустимость одностороннего их изменения. Тем самым республиканец в их понимании начинает действовать как субъект, который разрушает миропорядок - опять же, основанный на правилах. Трамп в их видении начинает, условно говоря, действовать так, как Россия, Турция или другие страны, которые ставят вопросы своей безопасности выше проблемы границ и которых европейцы относят к числу ревизионистских государств. Но когда речь заходит об их собственных государственных границах, внутри Европейского Союза, которые устаканились совсем недавно по историческим меркам, это вызывает их раздражение и даже испуг.