Почему конкурент Зеленского выступает против проведения выборов на Украине
Бывший президент Украины Петр Порошенко (внесен в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга), с момента проигрыша на последних выборах в 2019 году и по сей день дававший понять местной аудитории, что не прочь вернуть себе президентскую булаву, выпадающую из слабых ручонок самозванца Владимира Зеленского, вдруг заявил, что эти самые выборы именно сейчас для его страны вредны и чреваты потерей единства, а все, кто о них рассуждает, суть "недальновидные политиканы". Тем самым "седовласый гетман" присягнул на верность диктатуре Зеленского, от которой продолжает получать немало выгод.
Громкое заявление он сделал в эфире собственного "Пятого канала". В почти домашней студии Порошенко, еще буквально вчера кляузничавший "европейским партнерам" на узурпатора Зеленского, сказал, что "на Украине уже не пахнет, а воняет выборами, в Раде уже смердит выборами", и ему эти флюиды отвратительны.
Это прозвучит странно, но против принципов Порошенко не пошел. Еще в ноябре 2023 года Верховная рада приняла декларацию о недопустимости президентских и парламентских выборов во время боевых действий, и фракция "Европейской солидарности" партии Порошенко единогласно, то есть вместе с ним, эту бумагу подписала. Другое дело, что любое соглашение украинские политики заключают для того, чтобы на следующий день нарушить. И западные журналисты, в последние месяцы регулярно писавшие о неизбежности выборов на Украине, черпали "инсайдерскую" информацию в том числе из окружения Порошенко.
У внезапной категорической позиции Порошенко есть несколько причин. Во-первых, он понимает, что, случись сегодня президентские выборы, шансов у него нет. Вся в высшей степени сомнительная украинская социология ставит Порошенко в лучшем случае на четвертое место - после Залужного, Буданова и собственно Зеленского. Соревноваться за позорные доли процентов ему предстоит с Дмитрием Разумковым, подругой по первому "майдану" и традиционной соперницей Юлией Тимошенко, а также с обманкой для "русскоязычных украинцев" Юрием Бойко. Его верный электорат - застрявшие в 2014 году жители Галиции, Волыни и Буковины, преимущественно пенсионеры из сельской местности.
Во-вторых, Порошенко - это давний клиент Джо Байдена, что следует из еще вице-президентских мемуаров уходящего президента США. И хотя властвовал Порошенко по большей части при первом сроке Трампа, вряд ли у того есть иллюзии по его поводу. Скажем больше - наверняка Порошенко справлялся у вхожих в близкий круг Трампа лоббистов о перспективах сотрудничества и получил негативный ответ. Да и его европейские партнеры, знакомцы, конфиденты - сплошь представители брюссельской бюрократии, выстраивающие сегодня в ЕС плотную оппозицию против Трампа, а с Орбаном и Фицо высокомерный Порошенко не дружил и в лучшие свои годы.
Растущие доходы, слабые электоральные перспективы и опасение репрессий - все это толкает Порошенко цепляться за нелегитимного Зеленского
В-третьих, диктатура на Украине - не фигура речи, а жестокая реальность. Чем неувереннее ощущает себя Зеленский на внешней арене - а усталость от него в лучших домах Европы действительно нарастает, тем сильнее он закручивает гайки внутри Украины. Исчезают без вести блогеры, рискнувшие критиковать украинскую действительность. В тюрьме можно оказаться за неосторожное слово, мобилизация угрожает любому, кто считает, что Зеленский воюет неправильно. И Порошенко, уже испытавший жгучий стыд и публичное поношение, когда его показательно не выпустили из страны на встречу с европейскими политиками, шаткость и эфемерность своего нынешнего положения и благополучия понимает как никто. Уж если создатель образа Зеленского и его учитель в бизнесе и политике Коломойский второй год сидит на нарах, а его активы схематично экспроприируются, то Порошенко, реши он сейчас всерьез посягнуть на президентское кресло, пощады не будет и подавно.
Тем более, если верить апрельским данным Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК), с начала 2022 года официальные задекларированные доходы Порошенко выросли в 10 раз. То есть, несмотря на все тяготы войны, его бизнес процветает. И если сложить все вместе - растущие доходы, хиленькие электоральные перспективы, отсутствие контакта с Трампом, европейский проект "анти-Трамп", который, по-видимому, в Киев приезжал на днях обсуждать действующий глава ЦРУ Уильям Бернс, и опасность репрессий за президентские поползновения, то выбор Порошенко - быть младшим партнером в акционерной диктатуре Зеленского, выглядит вполне рационально.