Историк Кузупис: США всегда стремились присоединить Кипр к НАТО
НИКОСИЯ, 20 декабря. /ТАСС/. Соединенные Штаты всегда рассматривали Кипр в качестве потенциального стратегического плацдарма и всегда стремились к созданию условий для его присоединения к НАТО. Такое мнение корреспонденту ТАСС выразил историк Никос Кузупис в свете недавнего заявления президента Республики Кипр Никоса Христодулидиса о том, что Никосия обсуждает с Вашингтоном пути своего вхождения в Североатлантический альянс.
"Раньше такого не было. Хотя все прежние президенты и утверждали, что Кипр принадлежит западной цивилизации, однако никто из них открыто не заявлял, что остров должен вступить в НАТО", - сказал Кузупис, представляющий левый фланг кипрского политического спектра.
По его словам, еще в 1959 году во время подписания Цюрихско-лондонских соглашений, которые представляли собой международный договор о создании Республики Кипр, был сделан первый шаг по снятию практических препятствий для вхождения острова в западный военный альянс. "Тогдашние лидеры двух держав - гарантов кипрской независимости, территориальной целостности и безопасности (премьер-министры Греции и Турции Константинос Караманлис и Аднан Мендерес - прим. ТАСС) достигли секретной договоренности о том, чтобы давать со своей стороны рекомендации будущим лидерам Кипра о том, чтобы те держали коммунистов вне закона. Это было сделано для того, чтобы последние не могли воспрепятствовать вступлению нового государства в НАТО. Однако этот план был разрушен первым президентом Республики Кипр архиепископом Макариосом III, который в своей внутренней политике стал опираться на левые политические силы", - рассказал собеседник агентства.
По словам Кузуписа, первая реальная попытка присоединить остров к Североатлантическому альянсу была предпринята Вашингтоном пять лет спустя под предлогом урегулирования ситуации на острове после обострения в конце 1963 года отношений между греко-кипрской и турко-кипрской общинами. Задача США состояла в том, чтобы удовлетворить внешнеполитические интересы двух членов НАТО в Восточном Средиземноморье - Греции и Турции - за счет ликвидации независимости Кипра.
"В январе 1964 года была проведена пятисторонняя конференция в Лондоне с участием представителей двух общин острова и трех держав - гарантов кипрской безопасности: Великобритании, Греции и Турции. На этом форуме был выдвинут так называемый план Ачесона (Дин Ачесон возглавлял Госдепартамент США в администрации президента Гарри Трумэна - прим. ТАСС), который предусматривал несколько шагов: направление на Кипр десятитысячного воинского контингента НАТО для обеспечения межобщинного перемирия, воссоединение Кипра с Грецией при сохранении неизменным статуса британских военных баз Акротири и Декелия, выделение туркам-киприотам трех специальных зон для проживания на острове и предоставление Турции контроля над полуостровом Карпасия с целью создания там военной базы. Этот план, который вел к фактическому разделу Республики Кипр, получил поддержку со стороны премьер-министра Греции Георгиоса Папандреу, но был снова отвергнут архиепископом Макариосом, которому тогда на Кипре никто не мог возражать", - напомнил Кузупис.
Он добавил, что "США с 1964 года стремились превратить Кипр в непотопляемый авианосец", но на пути реализации этих планов стоял первый президент Кипра, который, будучи одним из лидеров Движения неприсоединения, вызывал у Вашингтона огромное раздражение.
Совет НАТО и путч
В итоге, как утверждает Кузупис, Соединенные Штаты на заседании Совета НАТО в Лиссабоне в 1971 году стали инициаторами рассмотрения сценария раздела Кипра между Грецией и Турцией.
"После того заседания хунта "черных полковников" в Греции направила Макариосу ноту с требованием подчиниться "национальному центру", то есть Афинам, чего архиепископ, разумеется, не принял и что стало поводом для проведения многолюдных демонстраций на Кипре против действий тогдашних властей в Греции. Однако план, сформулированный в 1971 году на Совете НАТО, был в итоге реализован летом 1974 года, когда на острове произошел военный переворот, реализация которого оказалась возможной по той причине, что все высшие офицеры Национальной гвардии Кипра были из Греции. А через пять дней после этого войска Турции осуществили интервенцию на север Кипра", - отметил Кузупис.
В итоге путч провалился, а Кипр отстоял свою независимость, но, по словам историка, этого удалось достичь лишь потому, что Макариос сумел вовремя покинуть Президентский дворец и избежать расправы со стороны путчистов, а затем консолидировать международное общественное мнение в поддержку сохранения независимости острова.
Членство в НАТО: возобновление дискуссии
В ходе президентской кампании на Кипре в начале 2023 года идею вступления острова в Североатлантический альянс продвигал только один политик - бывший тогда лидером правой партии "Демократический сбор" Авероф Неофиту. Одержавший же на выборах главы государства победу Никос Христодулидис подобных планов не озвучивал. Однако 24 ноября 2024 года греческая газета "Катимерини" сообщила, что Республика Кипр представила администрации США план своего вступления в НАТО. В сообщении утверждалось, что проект возможного будущего присоединения острова к военному блоку был представлен Христодулидисом его американскому коллеге Джо Байдену во время визита в Вашингтон 30 октября.
28 ноября Христодулидис подтвердил намерение его страны стать членом Североатлантического альянса, сообщив, что Кипр ведет переговоры с США о путях своего вступления в НАТО. Однако на следующий день министр иностранных дел Константинос Комбос пояснил, что членство в НАТО - это не та цель, которую можно достичь в краткосрочной перспективе. В числе преград для ее скорого достижения руководитель внешнеполитического ведомства назвал нынешнее состояние кипрской проблемы, а также ту роль, которую в этой ситуации играет Анкара. Дело в том, что Турция - это страна, не признающая с 1963 года Республику Кипр, оккупирующая с 1974 года северную часть острова и обладающая, как и другие государства - члены НАТО, правом вето на вступление в блок новых членов.
2 декабря лидер турок-киприотов Эрсин Татар выразил убежденность в том, что Анкара не допустит вступления Республики Кипр в НАТО до решения кипрской проблемы. По словам главы турко-кипрской общины, Турция как ключевой член НАТО гарантирует, что односторонние инициативы руководства греков-киприотов не возымеют продолжения. Он напомнил, что членство в НАТО регулируется 10-й статьей Североатлантического договора, которая требует единогласного одобрения всеми членами блока приема в него новой страны.
А на следующий день, 3 декабря, во время выступления перед членами парламентского комитета по иностранным делам глава кипрского МИД дал понять, что публичная полемика, развернувшаяся после оглашения Никосией своего стремления обеспечить условия для будущего вступления в военный блок, не имеет смысла, поскольку в настоящий момент Кипр еще очень далек от начала практической реализации этих планов. "Мы не находимся в точке подачи заявки на членство в НАТО", - подчеркнул Комбос.