Политолог Офицеров-Бельский: Европейские руководители попросту перестали приезжать в Будапешт

Касательно начала председательства Польши в Совете ЕС, следует снова повторить, что этот статус не играет какой-то принципиальной роли. То есть польский, венгерский и любой другой председатель не определяют решения, которые должны быть приняты. Разве что он влияет на график консультативных встреч премьер-министров в столице государства-председателя.

Политолог Офицеров-Бельский: Европейские руководители попросту перестали приезжать в Будапешт
© Российская Газета

Что касается истекающего председательства Венгрии, то дело даже не в том, что удалось сделать, а в том, как вообще процесс председательства Будапешта происходил. Неоднократно европейские руководители, я имею в виду постоянно живущих в Брюсселе чиновников, всячески игнорировали, или корректировали собрания по венгерской инициативе. Евробюрократия оказалась очень нелояльна к каким-либо мнениям, кроме тех, которые сформировала сама евробюрократия. Венгров на самом деле третировали - вот просто так не приезжали сотрудники Еврокомиссии, которые должны быть на встречах в Будапеште. Они или не приезжали по надуманным предлогам и без предлога, или присылали человека гораздо ниже по рангу, который не может ничего решать. Кроме того, постоянно дискутировался вопрос о лишении Венгрии председательских полномочий в ЕС.

В действительности, председательство можно расценивать как полномочия по организации конференций. От организатора не зависит, что скажут те или иные участники и что в мире произойдет в ближайшие полгода. Единственная привилегия - это влияние, причем - не определяющее, на повестку встреч. Организатор может заявить тот содержательный вопрос, который считает важным и необходимым.

Что касается мирной миссии Виктора Орбана, то она с председательством вообще никак не связана.

Аналогичным образом, ничего не изменится при председательстве Польши. В Брюсселе всегда относились к Варшаве настороженно-прохладно - слишком большая, по европейским меркам, слишком амбициозная страна. Другое дело, что теперь у рычагов власти находится Дональд Туск, который раньше возглавлял Евросовет. Это для брюссельской бюрократии человек свой, исповедующий общую повестку, ему даже не нужно ничего говорить. При нем Польша продолжит выстраивать повестку в обычном максималистском, антироссийском и даже алармистском духе.

Поэтому, в том числе, председательство Польши в Евросовете вряд ли как-то отразится на внутренней ситуации в самой Варшаве. Конфликтность польской внутренней политике присуща со времен ветхозаветных, а теперь еще и президентские выборы грядут. Чего уж, можно вспомнить, как того же Туска партия "Право и справедливость" пыталась отправить в тюрьму.

Нюанс в том, что председательство - статус многозначный. Где-то прерогативы президентские, где-то главным выступает премьер-министр, а иногда и просто партийные министры. Вот только здесь речь идет буквально об организаторских, представительских полномочиях. Определяющие решения все равно будут приниматься не в Варшаве, а если говорить совсем в общем - то и не в Брюсселе.