Китай дал асимметричный ответ рестрикциям США
Китай дал асимметричный, но очень жесткий ответ на новые американские рестрикции в технологической сфере. Официальный Пекин, с одной стороны, укрепил курс на построение технологического суверенитета, а с другой - конкретными мерами напомнил Вашингтону, что в санкции могут играть и в Китае. Напомним, что второго декабря США ввели рестрикции на поставки 136 китайским компаниям интегральных схем и оборудования для их производства. Это уже третий с октября 2022 года раунд профильных ограничений. Китайская "ответка" прилетела ровно сутки спустя: официальный Пекин запретил экспорт в Соединенные Штаты широко используемых для производства полупроводников германия и галлия, крупнейшим мировым поставщиком которых является именно КНР.
Последовало и множество жестких заявлений на официальном уровне. Так, в минкоммерции КНР решение Вашингтона охарактеризовали не иначе как "экономическое принуждение и травлю китайских предприятий". Однако более интересно наблюдать, как оперативно на новые американские рестрикции отреагировали китайские предприятия и отраслевые ассоциации. Всекитайская ассоциация связи заявила, что действия Соединенных Штатов "подрывают глобальные цепочки поставок", призвав китайские компании "крайне осторожно подходить к закупкам микрочипов в США и искать альтернативные источники поставок". Всекитайская ассоциация автопроизводителей констатировала: "Доверие к поставкам из США подорвано, мы не рассматриваем поставки из Соединенных Штатов ни как безопасные, ни как надежные". С призывом срочно искать других зарубежных поставщиков микрочипов выступили также Интернет-ассоциация Китая и другие отраслевые объединения.
Кроме диверсификации цепочек поставок КНР принялась и за наращивание импортозамещения
На сегодня самой подходящей альтернативой является Малайзия, которая рассчитывает хорошо заработать в сложившейся ситуации. Сегодня Малайзия - третий крупнейший поставщик интегральных схем на материковый Китай после Тайваня и Республики Корея. Это также шестой по величине в мире производитель интегральных схем, который, например, обеспечивает 23 процента потребляемых в США микросхем. Эта индустрия в Малайзии продолжает бурно расти. В мае власти приняли профильную дорожную карту ее развития. Прежде всего ставка делается на предприятия штата Пинанг, который называют "Силиконовой долиной Востока". Более плотная переориентировка китайских цепочек поставок на Малайзию будет выгодна обеим сторонам. КНР диверсифицирует источники поставок, Малайзия расширит присутствие на китайском рынке микрочипов, который на сегодня составляет 30 процентов от глобального.
Кроме диверсификации цепочек поставок Китай усиленно принялся и за наращивание импортозамещения. Сразу после введения американских рестрикций Всекитайская ассоциация автопроизводителей обнародовала новый индустриальный список сценариев применения отечественных микрочипов в автомобилестроении. Список расширился на 34 процента, до двух с лишним тысяч сценариев. Наблюдатели немедленно заговорили о том, что вскоре весь китайский автопром перейдет на отечественные микрочипы. Благо технологии позволяют: микросхемы для авто технологически менее сложны по сравнению с компьютерными. Это будет большая потеря для американских производителей, поскольку рынок микрочипов для китайской автоиндустрии огромен. Сегодня для производства одного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания требуется порядка 600 микросхем, для электромобиля - порядка тысячи, а для подключенного электромобиля с функцией автономного вождения - более 2000 чипов. По мнению специалистов, сегодня Китай достиг уже такого уровня технологической автономии, что даже полное технологическое размежевание между КНР и США не обвалит китайской экономики. Как поясняла ранее старший экономист инвестиционной группы UBS Ван Тао, "даже при полном разрыве технологического взаимодействия Китай рано или поздно разработает свои инженерные решения, создаст собственную замкнутую технологическую экосистему. Отсутствие доступа к зарубежным передовым технологиям и оборудованию может замедлить темпы экономического развития КНР на 0,5 процентных пункта в год".
Всекитайская ассоциация автопроизводителей констатировала: "Доверие к поставкам из США подорвано"
Но это при полном размежевании. Нынешние же попытки ограниченного размежевания на многих китайских компаниях не скажутся никак либо крайне ограниченно. Об этом уже, в частности, сообщили попавшие под новые американские рестрикции Naura Technology и другие известные китайские компании. "Конечно, в индустрии ожидаются некоторые краткосрочные колебания, но речи о том, чтобы пустить под откос или остановить развитие всей китайской индустрии полупроводников и смежных секторов, и быть не может", - констатирует старший экономист Everbright Securities Гао Жуйдун. А вот американским компаниям новые ограничительные меры Вашингтона могут влететь в копеечку. Прежде всего речь идет о таких корпорациях, как Qualcomm, Intel и Nvidia, для которых китайский рынок обеспечивает соответственно 50%, 27% и 17% от глобального объема доходов.