Выплат от России, кроме пенсионных, нет с ноября, утверждает и.о. президента Абхазии Бадра Гунба. До конца года Сухум недополучит 1,8 млрд рублей. Гунба призвал граждан понять и принять невыплату зарплат как вынужденную меру. Не получают заработной платы и сопутствующих выплат все представители бюджетных организаций, не исключая военных и полицию.
Помимо этого, в республике наблюдается дефицит электроэнергии. Обеспечивающая питание ИнгурГЭС вырабатывает крайне мало из-за обмеления водохранилища. Практикуются веерные отключения. 4 декабря власти допустили введение режима ЧС в сфере энергетики.
Частично в Абхазию сейчас поступает российское электричество, за которое республика платит по коммерческим расценкам. На это и уходит бюджет. Но даже эта статья оплачена Сухумом лишь до 7 декабря. И.о. премьер-министра республики Валерий Бганба обратился к вице-премьеру России Александру Новаку за помощью в предотвращении энергокризиса. Официального ответа пока нет.
Ситуация в республике начала ухудшаться еще в сентябре. Тогда Москва приостановила часть выплат из-за того, что Абхазия в нарушение договоренностей не синхронизировала свое законодательство с российским.
В конце октября Россия и Абхазия подписали соглашение об инвестициях. Оно давало возможности, гарантии и льготы российским инвесторам, планирующим вложить в инфраструктурные, сельскохозяйственные и туристические проекты не менее 2 млрд рублей. Но в ноябре парламент страны из-за протестов оппозиции проголосовал за отказ от инвестсоглашения.
Российские власти, очевидно, решают, чем ответить и как вести себя с республикой, живущей на дотации Москвы, но требующей полной самостоятельности, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
«Пока мы видим, что основные заявления делаются представителями абхазских властей и Россия свои намерения не разъясняет. Россия включала разные финансовые рычаги в разное время в отношениях и с Белоруссией, и с Украиной, и с другими странами, но, как правило, эти кризисы не получались длительными, и Москва шла на те или иные уступки. Я бы не ожидал, что Москва будет торопиться с принятием решений, потому что в Москве сейчас не менее важно показывать появление пророссийской власти в Грузии. А для пророссийской власти в Грузии важна морковка — виртуальная потенциальная реинтеграция Абхазии в обмен на промосковскую позицию. Абхазия, как и Белоруссия, стремится сохранять все преимущества от взаимодействия с Российской Федерацией, но не слишком торопиться брать на себя какие-то обязательства».
Как живет сейчас Абхазия, рассказывает редактор информагентства «Апсныпресс» Манана Гургулия:
«У нас сейчас электричество будут отключать на шесть часов в сутки. По поводу зарплаты: конечно, поговаривают, что недовольства есть, потому что бывали перебои с зарплатой, но пока нет объяснений, как решат эту проблему. Потому что российского софинансирования части бюджетников нет с августа, а сейчас прекращено и российское софинансирование силовиков. Мы, журналисты, сидели на российском софинансировании. Не знаю, что будем делать дальше. Что касается инвестсоглашения, у нас есть закон об инвестировании. Боятся, что крупный российский бизнес задушит наш средний и мелкий».
Россельхознадзор опроверг запрет на ввоз мандаринов из Абхазии
6 декабря с абхазской стороны прозвучали обвинения в запрете Москвой ввоза мандаринов из-за якобы обнаруженного вредителя. Но Россельхознадзор опроверг ограничения. Впрочем, как говорят эксперты, мандарины из Абхазии занимают не более 15% российского рынка. В случае чего их отсутствие компенсируют недорогие поставщики из Турции и Марокко.