Эколого-просветительские игры из России для детей и взрослых представили на COP29

На Конференции ООН по изменению климата (COP29), проходящей в Баку 12-22 ноября, фонд «Заповедное посольство» и ЭкоЦентр «Заповедники» провели Заповедные игротеки; разработки в области игровых практик в экопросвещении эксперты некоммерческих организаций представили на стенде российского павильона в программе Ассоциации «Национальная сеть глобального договора ООН». Об этом изданию «Вести Подмосковья» рассказала пресс-служба фонда.

Эколого-просветительские игры из России для детей и взрослых представили на COP29
© Вести Подмосковья

Российские эксперты впервые подняли важную тему использования игровых практик в экологическом просвещении и представили возможность сыграть в эколого-просветительские игры на конференции COP29. Все игры основаны на научных данных и были разработаны фондом «Заповедное посольство» совместно с ЭкоЦентром «Заповедники» при поддержке Фонда Президентских грантов.

Представители делегаций из разных стран, прибывших на климатическую конференцию, высоко оценили игры, посвященные исчезающим видам животных, и обсудили возможность их использования в экопросветительских практиках. По мнению экспертов, такие игры могут быть эффективны для популяризации вопросов сохранения биоразнообразия и ценных экосистем, которые необходимы для смягчения последствий изменения климата. Игры могут стать инструментом для понимания важных тем, минуя сложную языковую коммуникацию или, напротив, явиться поводом для начала серьезного диалога о сохранении природы.

Эксперты из разных стран приходили в российский павильон, чтобы сыграть в настольные игры, такие как «Земля Амбы» (о жизни амурского тигра), «Голоса глубин» (о сохранении морских млекопитающих и, в частности, каспийского тюленя) «Заповедные кубики» (о заповедных территориях), и в напольную игру «Где ты, Лео?», посвященную жизни исчезающего хищника — леопарда.

Игру «Прогулки со смыслом», посвященную заповедным территориям, разработанную экспертами фонда «Заповедное посольство» и ЭкоЦентра «Заповедники», высоко оценил Оливер Аврамовски, региональный директор Международного союза охраны природы по Восточной Европе и Центральной Азии. Он, в частности, отметил: «Вовлечение детей в экологическое знание может происходить разными путями, такие игры могут быть использованы на любой заповедной территории. Такие игры созданы для того, чтобы представлять знания о мире природы увлекательным и интересным образом». По его словам, наработки российских экспертов могут быть использованы в рамках программы экологического образования, которую реализует Международный Союз охраны природы (IUCN). Данная программа продвигает концепцию в области экологического образования не только в школах, но и в иных городских пространствах, а также на природных территориях.

«Игры – это эффективный инструмент для знакомства со сложными темами, такими как изменение климата, биоразнообразие и охрана природы. Очень важно, чтобы игры были основаны на достоверных данных, поскольку они несут эколого-просветительскую функцию. Все наши игры создаются с вовлечением экспертизы сотрудников заповедных территорий и российских ученых, в основе лежат биологические, экологические особенности животных или растений и факты исследований живой природы», — рассказала Юлия Верещак, директор по международным проектам фонда «Заповедное посольство», член комиссии по образованию и коммуникации МСОП.

По мнению экспертов фонда «Заповедное посольство» игра полезна в экологическом просвещении, поскольку позволяет примерить на себя новые роли, добавляет к информации ассоциации, встраивает её в личный опыт. Данный механизм позволяет «прожить» целый год «в шкуре» амурского тигра или северного оленя всего за полчаса игры. И таким образом лучше понять, почему этих животных надо оберегать.

Руководитель учебного центра ЭкоЦентра «Заповедники», педагог-психолог Елена Романова считает, что, соприкасаясь с играми на Заповедных игротеках, в частности, дети быстрее запоминают многие факты о представителях флоры и фауны и переносят ценности сохранения живой природы во взрослую жизнь. «Часто мы сталкиваемся с тем, что ценная научная информация, которая собиралась годами научным сообществом, не может стать достоянием общественности. Порой эта информация более захватывающая, чем знаменитые кинофраншизы, но ее не могут воспринимать, так как она изложена сухим языком. Поэтому мы ищем способы донести информацию интерактивно и увлекательно», - рассказывает Евгения Лешина, эксперт по интерактивным методам обучения Экоцентра «Заповедники», член комиссии по образованию и коммуникации МСОП.