Президент Грузии после обнародования итогов голосования призвала к протестам
Президент Грузии не признала результаты выборов и призвала к протестам, хотя ОБСЕ назвала голосование конкурентным. Как заявила (ссылка ведет на Facebook, соцсеть принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в РФ компании Meta) Саломе Зурабишвили, выборы были «тотально сфальсифицированы» в пользу «Грузинской мечты». По ее словам, правящая партия пытается лишить Грузию европейского будущего, а поражение оппозиции стало результатом «гибридной войны» со стороны России.
Высказывания Зурабишвили контрастируют с более сдержанными заявлениями ОБСЕ. Организация признала выборы в Грузии конкурентными, хотя и не безупречными. В заявлении не говорится о масштабных фальсификациях, хотя и отмечено «неравное положение» участников гонки. При этом ОБСЕ заявляет о широком выборе, предоставленном избирателям, и отмечает активное участие международных наблюдателей. Выступая в сопровождении глав оппозиционных партий, президент призвала жителей страны выйти на демонстрацию в понедельник вечером, 28 октября. Сомневается в эффективности протеста глава грузинского Института стратегии и управления, политолог Петр Мамрадзе:
Петр Мамрадзе политолог, глава грузинского Института стратегии и управления «Наблюдатели в один голос буквально все заявили, что никаких нарушений не было. Уже было выступление наблюдателей, которые очень позитивно говорили о самом дне выбора. Были какие-то нарекания, но о выборах самих ничего, кроме того, что все замечательно организовано, свободно, не было. Я слушал всех с начала до конца. И слился протест. Вчера собрались протестовать все вместе, уже журналисты предупредили, а потом журналисты заявили, что нас больше не зовут, не будет ничего. Говорить говорят, что не признаем, будем бороться. Но явно, что им самим очень лень бороться, потому что никакого ресурса нет. Хороший пример, об этом сказал премьер Кобахидзе. У них была традиция: и в 2016 году, и в 2020 году, как только Центризбирком объявлял первичные результаты, они атаковали здание ЦИК. В этот раз и этого не произошло. А почему? Потому что ресурса нет человеческого. Если бы что-то было такое, действительно, заряд был бы, и народ бы посчитал, что выборы как-то сфальсифицированные, никто бы и спрашивать не стал. Народ бы хлынул на улицу. Такое было в Тбилиси».
Пока на улицах Тбилиси и других грузинских городов все спокойно, демонстраций не наблюдается. В воскресенье ЦИК Грузии объявила о победе правящей партии с результатом более 54% голосов. С учетом партий, которые не прошли минимальный барьер, «Грузинская мечта» готовится занять 90 из 150 мест в парламенте. Оппозиция отказалась признавать результаты выборов, обвинив «Мечту» в «перевороте» и «узурпации власти». Четыре крупных оппозиционных партии отказались получать депутатские мандаты, объявлено о подготовке демонстраций. Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе назвал реакцию оппозиции «безнадежной попыткой оправдать себя». Правящая партия намерена самостоятельно утвердить новый состав правительства.
Перспективу превращения однопалатного грузинского парламента в однопартийный оценивает политолог, председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия:
Гия Нодия политолог, председатель Кавказского института мира, демократии и развития «Парламент все равно будет правомочен. Ну, конечно, будет вопрос неформальной легитимности. Формально он будет легитимен, правомочен. Ну и, конечно, встанет вопрос и о том, что будет делать оппозиция, если она не собирается войти в парламент. Чем она будет заниматься, каким будет ее статус. В прошлый раз, когда после выборов 2020 года оппозиция тоже бойкотировала парламент, большинство сторонников оппозиции это не поддержали, но какая-то часть более активных сторонников оппозиции, наоборот, требовала такого бойкота. Я сейчас не знаю, как будет реагировать оппозиционно настроенная часть населения, но, возможно, будет то же самое. Со стороны сторонников оппозиции есть достаточно активный разговор о том, что да, надо бойкотировать парламент, но, возможно, массы оппозиционно настроенных избирателей это не поддержат. Результаты выборов, конечно, стали неожиданностью для сторонников оппозиции. Причин этого поражения несколько. Конечно, следует признать и то, что главный мессадж «Грузинской мечты» — «Я выбираю мир», то есть манипуляция страхом перед войной, этот козырь оппозиция не смогла ничем покрыть, и это оказалось решающим для того, чтобы у «Грузинской мечты» была и реальная достаточно большая поддержка. Я не думаю, что в результате протеста можно будет как-то изменить результат выборов».
Всего в выборах участвовали почти 18 партий, явка составила 59%. Второе место на выборах заняла «Коалиция за перемены», набравшая около 11% голосов, ЕНД Михаила Саакашвили поддержали 10%, чуть меньше получили «Сильная Грузия» и партия «За Грузию». Грузинский премьер Ираклий Кобахидзе отметил, что парламент Грузии начнет работу после выборов, даже если президент не назначит заседание. Через полтора месяца в Грузии должны пройти президентские выборы, причем уже в новом формате. Впервые голосовать будут 300 членов коллегии выборщиков, в нее войдут 150 депутатов парламента и 150 делегатов из регионов. В однопалатном парламенте Грузии 150 мест. Правящая партия ставила целью получить конституционное большинство — это не менее 113 депутатских мандатов. По итогам подсчета более 99% голосов она получает 90.