каждый четвёртый американец опасается начала гражданской войны после выборов

«Более 60% американцев, по данным телеканала Scripps News и компании Ipsos, боятся всплеска насилия после дня выборов — 5 ноября. Но всплеск, как и тяжёлую психологическую травму (с драками на рабочих местах или разводами), которую либеральной части американского общества в случае успеха Трампа уже предсказывают, ещё можно пережить. Есть сценарий и похуже. Каждый четвёртый американец опасается, что после президентских выборов может начаться гражданская война. Так считают 28% сторонников Харрис и 27% сторонников Трампа».

Лето любви, радости и улыбок, которыми штаб Харрис пытался создать контраст с мрачным Трампом, закончилось вместе с опавшими по осени рейтингами. На лица демократов вернулся привычный оскал. Будто Верховный главнокомандующий силами синих в призываемой демократами гражданской войне в пользу Харрис, стоя перед флагами, сравнивает соперника с Гитлером, утверждая, что главная цель республиканца — неограниченная власть.

В атаку на Трампа Харрис пошла с подачи Джона Келли — у Трампа он был руководителем аппарата Белого дома. Четырёхзвёздный генерал. Такой, пытаются убедить избирателей демократы, просто не может соврать. Тем более что он такой не один. В том же ключе («Трамп — фашист») бывший начальник Объединённого комитета начальников штабов Марк Милли исповедовался для книги Боба Вудворда. Книга с говорящим названием — «Война». Конечно, в рамках штабной дисциплины. Команда от «глубинного государства» к исполнению обязательна.

Если Гитлер, то это значит никаких церемоний, никаких переговоров, никаких компромиссов. В расход. Какие там честные выборы. «Я действительно не думаю, что мы должны были честно сражаться против немцев и японцев. И я думаю, мы должны были зайти в тыл врага и перерезать им глотки. Я думаю, мы буквально приближаемся к тому же месту прямо сейчас», — вещает бывший главный стратег Билла Клинтона Джеймс Карвилл.

Хватит ли на всех ножичков?

За Трампом половина Америки. Если все они «гитлеровцы», то, значит, мирная передача власти не предусмотрена никаким из сценариев.

Кажется абсурдным, но под этот радикальный вариант спешно подводят что-то типа научной базы. В статье для либеральной The New York Times два профессора Гарварда — Стивен Левицкий и Дэниел Зиблатт — посоветовали продвигать «воинствующую демократию», чтобы гарантировать, что «авторитарная фигура» Трампа больше не придёт к власти.

Один из способов, которые они предлагают для ограничения прихода к власти таких фигур, как Трамп, — некая «оборонительная демократия», в основе которой — запрет на высказывания против «демократических сил». Ничего нового.

Впрочем, сейчас не до высоколобых разговоров. До выборов 11 дней, демократы в цейтноте. Как барабан револьвера, нацеленного на Трампа, они прокручивают сценарии. Байден уже публично предлагает «его закрыть», оставляя пресс-службу Белого дома барахтаться, подыскивая оправдания. В уме — 26 ноября и пока так и не оглашённый приговор уже осуждённому 45-му президенту США.

Более 60% американцев, по данным телеканала Scripps News и компании Ipsos, боятся всплеска насилия после дня выборов 5 ноября.

Но всплеск, как и тяжёлую психологическую травму (с драками на рабочих местах или разводами), которую либеральной части американского общества в случае успеха Трампа уже предсказывают, ещё можно пережить.

Есть сценарий и похуже. Каждый четвёртый американец опасается, что после президентских выборов может начаться гражданская война.

Так считают 28% сторонников Харрис и 27% сторонников Трампа. В свою очередь, Time со ссылкой на собственный опрос сообщает, что 12% респондентов лично знают человека, который мог бы взять в руки оружие, если бы счёл, что Трамп обманом лишился победы. И 5% респондентов сказали, что знают кого-то, кто мог бы сделать то же самое, если бы счёл обманутой Харрис.

Конечно, такие конфликты не случаются сами собой. Нужен спусковой крючок. И вот Харрис объявляет, что ровно за неделю до выборов президента США она собирается выступить с неким «заключительным аргументом» об опасности Трампа для Америки. Само место произнесения речи опутано мрачными параллелями: вашингтонский Эллипс — огромная круглая лужайка рядом с Белым домом, с которой 3,5 года назад после выступления Трампа толпа двинула на Капитолий.

6 ноября как новое 6 января. На контрасте и с опережением. Но уже от демократов.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.