Зачем в Казахстане и Кыргызстане отслеживают перемещения снежных барсов?

23 октября – Международный день снежного барса. Редкий хищник занесен в Красные книги 12 стран мира. Охота на него запрещена. В Казахстане за пять лет численность этих животных увеличилась на 20%, и сегодня составляет от 150 до 190 особей. Недавно республика подписала меморандум с соседним Кыргызстаном. Как в этих странах намерены сохранять и умножать популяцию ирбиса, рассказывает корреспондент «МИР 24» Александра Салмина.

Чтобы сделать этот снимок, Салторе Сапарбаев выжидал три дня. Установил в горах оборудование и вместе с другом следил через камеру наружного наблюдения. Сначала мимо прошли горные козлы, следом – осторожный хищник.

«Мы услышали, как он воду пьет, здесь как раз родник. Когда он начал выходить, я велел зажигать студийный свет. Буквально несколько секунд – и вот такой кадр. Такого кадра в мире нет, чтобы на студийный свет в дикой природе снять снежного барса», –поделился научный сотрудник лаборатории териологии Института зоологии Республики Казахстан, фотограф Салторе Сапарбаев.Изучать и защищать барсов – главное дело жизни Салторе. Об этом говорит даже тату на руке. Эскиз, кстати, с его снимка. За 20 лет работы он встречал ирбисов десятки раз. Чтобы увидеть скрытных хищников, ему и бинокля не надо. Однажды был всего в 10 метрах от пятнистой семьи. Самка увидела его, но разрешила сфотографировать своих котят.

«Барсы практически не агрессивные, в истории нет данных, чтобы снежный барс нападал на человека. Это же кошка. Да, они очень хорошо видят, и они стараются мимо пройти, либо пропустить», – отметил Салторе Сапарбаев.

Зато фотоловушки у краснокнижных хищников вызывают интерес. В них барсы заглядывают все чаще. Главное – выбрать для оборудования правильное место.

«На большом камне устанавливаем. Рядом тропинки, по которым ходят горные козлы. Барсы ими питаются», – пояснил биолог – охотовед Кенже Жазылбек.

Видео и снимки помогают изучить маршруты ирбисов, их повадки. На каждого барса, который попадает в объектив, заводят паспорт. Различают их по уникальным пятнам. Рисунки на шерсти, как отпечатки пальцев у людей, никогда не повторяются. Еще один метод исследования – телеметрия. Это спутниковые ошейники.

«Это у нас датчик, а вот снизу батарея, то есть специальный фиксатор. Устройство рассчитано примерно на два-три года. По их истечению оно автоматически отстреливается и остается на земле. Передает полностью трек снежного барса, его пути миграционные», – рассказал Салторе Сапарбаев.

Такие удалось надеть уже на 11 барсов. Исследования показали, что ирбисы проходят большие расстояния – свыше 200 километров.

«Нам удалось проследить миграции снежных барсов в соседние страны, в частности на территорию соседней Кыргызской Республики и Китая. Конечно, не все совершают миграцию, большинство у нас обитают в пределах страны, но некоторые, особенно молодые, расселяющиеся особи, мигрируют», – рассказал заведующий лабораторией териологии Института зоологии Республики Казахстан Алексей Грачев.

Общих барсов с Кыргызстаном около полусотни. Природные парки двух стран «Иле-Алатау» и «Чон-Кемин» сотрудничают уже давно. А недавно государства подписали меморандум, чтобы удвоить возможности. Присоединились Алматинский заповедник и национальный парк «Кольсайские озера».

«Смысл этого соглашения в том, чтобы выстроить работу по таким направлениям, как мониторинг, исследование, изучение как самого снежного барса, так и его ареала обитания», – пояснил заместитель постоянного представителя программы развития ООН в Казахстане Сухроб Хаджиматов.

Государственный природный парк «Чон-Кемин» – в ста километрах от столицы Кыргызстана. Занимает площадь более 120 тысяч гектаров.

«Ведется работа по созданию экологического коридора – это миграционные пути диких животных. В данное время ведется работа в Иссык-Кульской области. В Нарынской области в этом году мы образовали экокоридор, в Чаткальском районе – общей площадью 64 тысячи гектаров», – рассказал заместитель директора Департамента сохранения биоразнообразия Кыргызской Республики Талантбек Турдуматов.

Ареал обитания снежных барсов – почти половина площади Кыргызстана. В природоохранных зонах подкармливают копытных, чтобы ирбисы не голодали. Подсчитывают хищников, как правило, в зимнее время.

«Предварительная учетная численность снежного барса – более 400 голов. На сегодняшний день со стороны международных организаций, который проводят свои методики, – до 350 голов», – сообщил заведующий отделом животного мира Министерства природы, экологии и технического надзора Кыргызской Республики Адис Мадиев.

Отслеживать их тоже помогают фотоловушки. За последние два года случаев браконьерства не зафиксировали. Но главной угрозой для редкого хищника все еще остается человек. Он захватывает горные экосистемы. Алматинцы, к примеру, живут с барсами практически по соседству. Урбанизация сказывается на выживаемости животных.

«В прошлом году один снежный барс у нас, к сожалению, погиб и при вскрытии обнаружили в его желудке целлофановый пакет. Другой угрозой на сегодняшний день являются конфликты с животноводами», – отметил Алексей Грачев.

Подрастающие барсы в поисках пищи выходят за пределы охраняемой территории и могут напасть на домашний скот. Биологи рассказывают, что нередко спасали таких хищников и возвращали в заповедники. В целом их численность динамично растет, говорят ученые.

В Казахстане три года назад ужесточили наказание за браконьерство. За убийство ирбиса грозит до девяти лет тюрьмы и штраф в 7,5 миллиона тенге (почти 1,5 миллиона рублей). За это же преступление в Кыргызстане придется заплатить 2 миллиона сомов (примерно столько же в рублях), а если это произошло на особо охраняемой природной территории, вдвое больше.