Войти в почту

Перехваты не в воздухе: как страны отбирают друг у друга самолеты

"Никто не выше американских санкций"

Перехваты не в воздухе: как страны отбирают друг у друга самолеты
© ТАСС

Самолет президента Венесуэлы Николаса Мадуро Dassault Falcon 900EX в начале сентября оказался под арестом в Доминиканской Республике. Его перенаправили в Южный округ штата Флорида по запросу США из-за нарушения мер экспортного контроля и законодательства Соединенных Штатов о санкциях, объяснил американский Минюст.

Как утверждает глава ведомства — генпрокурор Меррик Гарленд, воздушное судно якобы было приобретено незаконно за $13 млн через подставную компанию и вывезено в Венесуэлу, чтобы его мог использовать Мадуро с приближенными.

Изначально об аресте самолета президента Венесуэлы сообщил телеканал CNN, который уточнил, что судно находилось в Доминикане на протяжении последних месяцев. В операции по его аресту участвовали, в частности, сотрудники Минюста, Министерства внутренней безопасности, а также Бюро промышленности и безопасности при Минторге США.

Управление по контролю за иностранными активами американского Минфина (OFAC) еще в январе 2020 года обозначило 15 самолетов как собственность государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela, S.A. (PDVSA), которая, в соответствии с исполнительным указом 13884, должна быть заблокирована в связи с ее принадлежностью правительству Венесуэлы. В числе таких бортов, которые, по данным американского ведомства, использовались для перевозки высокопоставленных венесуэльских политиков, был и PDVSA Dassault Falcon 900EX (YV2486). Согласно информации Минфина США, в 2018 году лица, связанные с высшим руководством латиноамериканской страны, путешествовали на его борту.

"Арест самолета главы иностранного государства — это неслыханное дело. Мы хотим четко дать понять, что никто не выше закона и не выше американских санкций", — сказал CNN неназванный чиновник.

Арест в Аргентине

Впрочем, в рамках отношений США и Венесуэлы арест воздушного судна — явление отнюдь не новое. В начале июня 2022 года самолет Boeing 747-300 авиакомпании Emtrasur был задержан в Аргентине после приземления для дозаправки, в которой было отказано по требованию США. Вашингтон обвинил авиакомпанию в нарушении санкций, связанных с перевозкой оружия для террористических организаций. Экипажу, состоящему из пяти граждан Ирана и 14 граждан Венесуэлы, было запрещено покидать страну в связи с проверкой на связи с террористами. Позже всех их отпустили.

Но сам самолет, который был передан Венесуэле иранской компанией Mahan Air (находится под американскими санкциями), арестовали. По словам Мадуро, он использовался для отправки гуманитарной помощи в страны Карибского бассейна и Африки и доставки медикаментов из Китая, России и Индии.

"Теперь они пытаются украсть наш самолет, который законно является собственностью Венесуэлы, в Аргентине по приказу имперского суда из штата Флорида, США. Они пытаются украсть у нас гигантский грузовой самолет. Венесуэла заявляет о своем протесте и просит у народа Аргентины помощи в возвращении этого самолета", — говорил тогда венесуэльский лидер.

Тем не менее вернуть борт Каракасу не удалось. В январе суд в Аргентине удовлетворил запрос Штатов о передаче самолета, и 12 февраля его доставили в США.

Правительство Венесуэлы обвинило Соединенные Штаты в похищении борта с соучастием властей Аргентины. Согласно заявлению Боливарианской Республики, эти страны грубо нарушили все нормы, регулирующие гражданскую аэронавтику, а также коммерческие, гражданские и политические права авиакомпании, "поставив под угрозу безопасность авиасообщения в регионе".

"Венесуэльское государство примет все меры для того, чтобы восстановить справедливость и добиться возвращения самолета его законному владельцу", — указали в заявлении МИД.

Сотни санкций

Аресты самолетов — лишь очередные эпизоды, отражающие напряженность, существующую между Вашингтоном и Каракасом. Как отметил телеканал, этот инцидент указывает на эскалацию в и без того "прохладных отношениях" США и Венесуэлы.

Соединенные Штаты и их союзники в одностороннем порядке ввели против Венесуэлы более 900 различных рестрикций. Сам Мадуро находится под американскими санкциями с 2017 года. Их введение в Вашингтоне объясняли тем, что действия венесуэльского лидера якобы направлены на подрыв демократии. В Госдепе в связи с этим пообещали продолжать принимать меры против "архитекторов авторитаризма" в Венесуэле. Ужесточение ограничительных мер власти США анонсировали после проведения в республике выборов в Конституционную ассамблею, против которых выступала оппозиция.

Об очередных санкциях против Мадуро также стало известно в сентябре 2020 года. Тогда США наказали рестрикциями органы власти, физических и юридических лиц Ирана и тех, кто с ним связан. Решение объяснили попыткой обеспечить соблюдение оружейного эмбарго ООН и "привлечь к ответственности тех, кто стремится обойти санкции" организации. Мадуро тогда оказался под действием новых ограничительных мер, из-за того что он, по версии Вашингтона, был причастен к проведению оружейных сделок с Ираном.

Но наибольший ущерб экономике республики связан с санкциям 2019 года в отношении PDVSA. Из-за рестрикций США против нефтегазовой промышленности Венесуэла, по некоторым данным, потеряла более $232 млрд, порядка $30 млрд республики заморожены в западных банках.

Власти США решили смягчить санкции в нефтегазовом, финансовом и золотодобывающем секторах Венесуэлы после того, как в октябре прошлого года правительство страны и Унитарная платформа, объединяющая радикальную оппозицию, на переговорах в Барбадосе заключили "Частичный договор о политических правах и электоральных гарантиях для всех" на президентских выборах 2024 года. По утверждениям американской администрации, он должен был предоставить возможность участия в выборах всем оппозиционным лидерам.

Но уже в январе текущего года отношения между странами вновь ухудшились — США решили возобновить санкции. Согласно заявлению Госдепа, действие выданной Минфином США генеральной лицензии, разрешающей транзакции в нефтегазовом секторе Венесуэлы, "не будет продлено после срока ее истечения 18 апреля 2024 года". Соединенные Штаты также отозвали генеральную лицензию, разрешающую транзакции с венесуэльской госкомпанией Minerven, занимающейся добычей золота.

Отмену смягчения санкций в американском ведомстве объяснили несоблюдением руководством Венесуэлы договоренностей с оппозицией: Верховный суд страны ограничил политические права лидера правой оппозиции Марии Корины Мачадо, что не позволило ей принять участие в выборах. В Госдепе отметили, что это не соответствует договоренностям, подписанным в Барбадосе, и пообещали использовать "механизмы давления" для возвращения к соблюдению согласованных ранее принципов.

От Танзании до России

Арест самолетов в качестве ограничительных мер практикуют не только американские власти в отношении Венесуэлы. В декабре 2022 года борт Air Tanzania был арестован в Нидерландах по иску шведской фирмы. Как стало известно, частная компания EcoDevelopment в 2017 году подала в структуру Всемирного банка — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — иск с требованием о компенсации от танзанийского правительства за аннулирование проекта с бюджетом в $500 млн по производству сахара в районе города Багамойо на востоке африканской страны. Власти Танзании отозвали у шведской фирмы права собственности на землю. Арбитраж занял сторону шведской фирмы и постановил, что правительство Танзании должно выплатить ей $165 млн. В обеспечение соответствующего постановления нидерландского суда и был арестован самолет.

Жертвой практики самолетных арестов стала и Россия. На фоне проведения ею специальной военной операции совет ЕС 26 февраля в качестве санкционных мер запретил продажу и поставки, в том числе в лизинг, воздушных судов и запчастей к ним для авиакомпаний из РФ. Кроме того, запретили оказание любых страховых или перестраховочных услуг на эти самолеты и их ремонт. После этого российские авиакомпании сообщали о попытках арестов самолетов при международных полетах.

Как сообщил в марте 2022 года министр транспорта РФ Виталий Савельев, арестованы и практически "потеряны" были 78 машин — они уже не вернутся в Россию. На момент введения санкций у России было 1 367 самолетов.

Несколько месяцев спустя, в июле, Савельев уточнил, что одну машину все же удалось вернуть. "Мы боремся за каждый самолет", — заявил он.

Но 77 бортов все же остались в зарубежном плену. Некоторые самолеты, по его словам, оказались задержаны по решению лизингодателей, а часть бортов не смогла взлететь из-за резкого закрытия европейского неба.

Лидия Мисник