Войти в почту

Бейрут ждет судьба Газы?

США не допустят повторения в Ливане событий, которые произошли в Секторе Газа, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер. По ее словам, Вашингтон выступает за дипломатическое урегулирование сложившегося кризиса на Ближнем Востоке, что подразумевает достижение полного прекращения огня между враждующими сторонами.

Бейрут ждет судьба Газы?
© Свободная пресса

Стоит отметить, что в США действительно недовольны поведением израильского премьера Биньямина Нетаньяху, опасаясь, что тот может втянуть их в войну с Ираном, что крайне нежелательно, особенно – накануне президентских выборов.

Как пишет Wall Street Journal, США разочарованы нежеланием Израиля делиться планами по ответной атаке на Иран. По данным издания, у США нет информации о времени и целях предполагаемого удара, и в Вашингтоне ожидали получить эти данные во время визита министра обороны, однако поездка Йоава Галанта в Вашингтон была отложена по требованию Нетаньяху.

Кроме того, сообщается, что высокопоставленные лица в администрации были удивлены, когда Галант сообщил американскому коллеге Ллойду Остину о планах ликвидировать лидера «Хезболлы» Хасана Насраллу полторы недели назад. В последующем разговоре Остин задал вопрос, готов ли Израиль «остаться один» в плане своей защиты.

Нетаньяху, понятно, ждет возвращения в Белый дом республиканца Дональда Трампа, который выдаст карт-бланш на любые действия, да и нынешнюю администрацию шантажирует, понимая, что она не сможет отказаться от поддержки Израиля.

Есть ли у Джо Байдена и Камалы Харрис хоть какие-то рычаги контроля над ситуацией? Или они полностью в руках «мясника» Биби?

И каковы его планы? Вчера 12-й канал израильского телевидения рассказал о том, что ЦАХАЛ взял под контроль деревню Марун-ар-Рас, водрузив над ней национальный флаг. Похоже, Ливан или часть его территории повторяют судьбу Газы…

– Для Израиля важны поставки американских вооружений, финансовая и дипломатическая поддержка США, поэтому рычаги давления на Тель-Авив у Вашингтона, безусловно, есть, – убежден директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

– Снижение интенсивности боевых действий на определенных этапах операции Израиля в Секторе Газа многие также связывали с давлением со стороны США.

Широкая аудитория в России, как правило, не особенно вспоминает о разногласиях между Вашингтоном и Тель-Авивом. Но израильские политики и публицисты как раз часто обвиняют Белый дом в недостаточной поддержке еврейского государства.

Как правило, более сложные отношения с Вашингтоном были у правых израильских правительств, традиционно стремящихся проводить очень жесткую внешнюю политику, которая может расходиться с интересами США.

Вспомним, например, как в начале 1980-х у правого израильского премьера Менахема Бегина были разногласия даже с во многом близкой ему по взглядам администрацией Рональда Рейгана. Биньямин Нетаньяху, как известно, также принадлежит к правому лагерю – к той же партии «Ликуд», что и Бегин.

Другое дело, что в условиях президентской кампании в Соединенных Штатах пространство для маневра у Белого дома сокращается, чем Нетаньяху может воспользоваться.

«СП»: Он же, по сути, держит Байдена и Харрис за горло, угрожая испортить им избирательную кампанию. Будет и дальше злоупотреблять этим?

– В этой ситуации для Нетаньяху два ключевых аспекта. Премьер Израиля в период президентской гонки в США будет делать более жесткие шаги во внешней политике. И при этом для Нетаньяху, действительно, более приемлем в качестве американского президента Дональд Трамп, хотя это тоже вариант не до конца идеальный.

Вспомним, как Трамп критиковал Нетаньяху в связи с неготовностью к атаке со стороны ХАМАС в октябре 2023 года, а ранее – в связи с тем, что в 2020-м израильский премьер, по словам американского политика, отказался от совместной с США операции по устранению иранского генерала Сулеймани. Но стоит повториться – с Трампом Нетаньяху будет проще найти общий язык.

Впрочем, излишне переоценивать риски для американских демократов на фоне ближневосточной эскалации не стоит. Внутриполитических тем, вокруг которых избиратели, тяготеющие к левому крылу Демпартии, могут мобилизоваться против Трампа и принять участие в голосовании, достаточно и без этого.

«СП»: Есть у Нетаньяху красные линии, которые он не перейдёт никогда? Или за которые не отступит?

– Внешнеполитическая тактика Нетаньяху и Трампа, на самом деле, в чем-то похожа. Действующий израильский премьер тоже осторожнее, чем это могло бы показаться, если обращать внимание только на его риторику. Например, Нетаньяху постарается не входить в слишком масштабное прямое столкновение с Ираном.

«СП»: Ливан ждёт судьба Газы? Будет ли Израиль пытаться расчленить его, аннексировать территории, строить поселения?

– Ситуация в Ливане, очевидно, отличается от положения дел в Секторе Газа. Начнем с очевидных вещей: территория Ливана больше. И, в отличие от Газы, где доминирует ХАМАС, у Ливана более сложная политическая структура, с учетом, в том числе, баланса сил между разными религиозными общинами и внутри них.

Сейчас основная задача Израиля на ливанском направлении – максимальное ослабление «Хезболлы».

– Следует разделять успешную воздушную и диверсионную операцию, которую Израиль проводит в Ливане последние месяцы, и потенциальное вторжение по образцу закончившейся провалом операции «Литой свинец», – отмечает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.

– Успехи первой несомненны. В то же время операция в Газе показывает – сухопутные силы ЦАХАЛ находятся примерно в той же форме, что и в 2008-м. Полагаю, сухопутная операция Израиля в Ливане будет крайне аккуратной и вряд ли достигнет масштабов упомянутой выше Газы.

А про контроль США над Нетаньяху говорить не приходится. Сомневаюсь, что у какого-то американского политика хватит решимости ограничить поставки авиабомб Израилю. Воздушную операцию он будет проводить столько, сколько сочтет нужным.