Сергей Лавров примет участие в Восточноазиатском саммите
Столица Лаоса в эти дни стала местом встречи президентов, премьер-министров и глав МИД 19 стран - 10 членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и 9 стран партнеров по диалогу АСЕАН, а также представителя ЕС. Здесь в пятницу пройдет Восточноазиатский саммит, одной из главных задач которого является поддержание безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россию на этом мероприятии по сложившейся традиции представляет министр иностранных дел Сергей Лавров.
По случаю прибытия высоких гостей, а мероприятия АСЕАН начались еще 6 октября, для обеспечения безопасности во Вьентьяне привлекли военных, их можно увидеть по всему городу, в основном возле отелей, где остановились делегации, и вдоль трасс, по которым проезжают делегации. Правда, обстановка здесь такая спокойная, что усиленные наряды по большей части расположились в тени и невозмутимо взирают на проезжающие мимо автомобили. Впрочем, так только в центре столицы, остальная часть города живёт обычной жизнью, будто во Вьентьяне и не проходят асеановские встречи. От других дней город отличается, пожалуй, лишь большим количеством флагов, вывешенных по случаю саммита.
Глава российского внешнеполитического ведомства прибыл в Лаос в четверг, чтобы перед основным мероприятием успеть провести двусторонние встречи и принять участие в торжественном ужине, который для высоких гостей устроил премьер-министр Лаоса Сонесай Сипхадон. Такие неформальные встречи, предваряющие Восточноазиатские саммиты, обросли своими традициями. Так, принимающая сторона преподносит высоким гостям свои национальные рубашки. У Лаврова как постоянного участника Восточноазиатских саммитов набралась уже целая коллекция, которая теперь пополнилась еще одним экземпляром.
Кстати, гала-ужины - это не только дань традиции, но и прекрасная возможность еще раз обсудить насущные вопросы, обменяться мнениями и, возможно, даже найти решения существующих проблем. За почти 60 лет существования АСЕАН этой группой стран были выработаны собственные нормы дипломатии. Члены ассоциации настроены на компромиссы, мягкий поиск решений, они готовы учитывать все обстоятельства и ждать, пока возникнет взаимопонимание. Такой подход, когда поиск согласия важнее быстрого результата, получил название "метод АСЕАН". Но даже так остаются чувствительные для членов ассоциации темы. Речь идет о территориальных спорах в Южно-Китайском море. Или о внутреннем конфликте в Мьянме. Асеановцы, которые придерживаются позиции невмешательства во внутренние дела своих членов, пытаются найти способ разрешить этот кризис без привлечения внерегиональных игроков. Однако пока безуспешно, поиск решения продолжается.
А на внешнем круге, в который входят диалоговые партнеры АСЕАН (США, ЕС, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Индия, Китай и, конечно же, Россия), сложностей еще больше. Во время проведения Восточноазиатских саммитов возникает серьезнейшая проблема с принятием итогового заявления. В 2022 году попытки Запада протолкнуть украинскую повестку привели к тому, что страны-участницы встречи не смогли его согласовать. В 2023 году благодаря дипломатическим усилиям Индонезии, которая тогда была председателем в АСЕАН, коммюнике было принято - когда из документа убрали все острые темы, по которым невозможен компромисс. Каким будет результат нынешней встречи, станет известно уже в пятницу.
Но то, что найти приемлемое для всех решение будет сложно, не вызывает сомнений. Как обратил внимание в беседе в "РГ" ведущий эксперт Центра АСЕАН МГИМО, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Сумский, "западные партнеры АСЕАН под видом помощи подчас предлагают такие идеи, которые усугубляют проблемы". Так, недавно новый премьер-министр Японии Сигэру Исиба заявил о желании создать азиатский аналог НАТО, в который вошли бы США и ряд стран региона, причем с подтекстом, что в их числе могли бы быть и некоторые члены АСЕАН. Фактически он предложил изменить текущее положение дел, подорвать асеаноцентричную архитектуру безопасности. А ведь этим уже занимаются Соединенные Штаты, пытающиеся распространить влияние Североатлантического альянса на Азиатско-Тихоокеанский регион. Это проявляется и в деятельности QUAD, в которую входят США, Австралия, Индия и Япония. По словам Сумского, довольно показательно, что эта группа провела свою встречу в непосредственной близости к Восточноазиатскому саммиту. "Это говорит об их желании продемонстрировать, что АСЕАН не единственный игрок на этой площадке", - отметил эксперт.
Явно свое влияние на проходящую во Вьентьяне встречу окажет и ближневосточный кризис. Индонезия и Малайзия как мусульманские страны очень чувствительны к происходящему в этом регионе. А диалоговые партнеры АСЕАН придерживаются разных точек зрения относительно выхода из кризиса.
Не стоит забывать и об Украине. Госсекретарь США Энтони Блинкен, который прибыл в Лаос вместо президента Джо Байдена, намерен вновь поднять эту тему. Хотя в этом случае Лаос как председатель может воспользоваться опытом Индонезии и попросту убрать из итогового документа соответствующие пассажи, если представители Запада попытаются их туда внести. Тем более, что эта страна всегда положительно относилась к России. А прошлогодний саммит показал, что страны АСЕАН, старающиеся придерживаться принципа нейтралитета и поддерживать баланс в отношениях в крупными мировыми игроками, способны отстаивать свои интересы и делать то, что нужно именно им.