Израиль готовится добить танками тех, кого не достали пейджеры и ракеты

Новости с Ближнего Востока опять напоминают фронтовые сводки, ведь Израиль начал мощную бомбардировку территории Ливана. К чему приведут действия Тель-Авива и стоит ли региону готовиться к новой большой войне? Об этом «Парламентская газета» поговорила с экспертом по Ближнему Востоку и Израилю Александром Каргиным и консультантом ПИР-центра кандидатом политических наук Леонидом Цукановым.

Израиль готовится добить танками тех, кого не достали пейджеры и ракеты
© Парламентская газета

Сначала пейджер, потом ракета

23 сентября Израиль, по словам начальника генштаба ЦАХАЛ Герци Халеви, начал «упреждающую наступательную операцию» против «Хезболлы» в Ливане, которая получила название «Стрелы севера». Вооруженные силы еврейского государства нанесли более 1300 ударов по территории соседней страны, целясь в объекты, где, как считают израильские военные, находятся силы «Хезболлы». Министр обороны еврейского государства Йоав Галант заявил о расширении ударов по военным объектам, ракетным складам и командному составу шиитского движения по всему Ливану.

Как сообщает ТАСС, от израильских обстрелов в Ливане погибли более 500 человек, в том числе 35 детей.

Эти удары произошли после серии взрывов пейджеров, сотовых телефонов, раций и компьютеров, которые принадлежали членам «Хезболлы». Ливанское движение возложило ответственность за организацию взрывов на Израиль, власти которого напрямую случившееся не комментировали, но заявили об активизации военных действий на северном направлении. После этого ВВС Израиля начали наносить массированные удары по приграничным районам на юге Ливана, а 20 сентября атаковали столицу республики Бейрут, ликвидировав там 16 командиров военного крыла «Хезболлы».

Ситуация обострилась настолько, что, как ранее писала «Парламентская газета», в Кремле уже не видят перспектив разрешения конфликта в регионе. А посол РФ в Бейруте Александр Рудаков рекомендовал россиянам покинуть Ливан. По мнению дипломата, ситуация, вероятно, перерастет в войну, а она, в свою очередь, может вылиться в конфликт регионального масштаба.

Наземное вторжение не за горами

По мнению Александра Каргина, действия Израиля являются подготовкой к полноценной сухопутной операции в Южном Ливане, в связи с чем ЦАХАЛ стремится выбить большую часть складов «Хезболлы» и нанести урон живой силе. «Мой прогноз такой: если в течение ближайших семи дней не произойдет ничего экстраординарного, то Израиль зайдет в Южный Ливан», — отметил эксперт.

В свою очередь, Леонид Цуканов считает, что к броску на Южный Ливан Израиль готовился в течение последних нескольких месяцев, едва ли не с момента взятия под контроль «Филадельфийского коридора» (граница Египта и сектора Газы), после которого высвобожденные силы начали постепенно перебрасываться на северное направление к границе с Ливаном.

Эксперт обращает внимание, что «пейджерная атака» в каком-то смысле стала первым этапом израильской операции и, несмотря на то что ранения получили только около 30 бойцов «Хезболлы», у этой акции получился достаточно сильный медийный эффект. Кроме того, была скомпрометирована резервная система связи, что на какое-то время ослабило координацию между отрядами.

«По сути, операцией «Стрелы севера» Израиль продолжает начатое в рамках «пейджерной атаки», стремясь максимально дезориентировать и «обескровить» ливанские шиитские подразделения», — отметил Цуканов в беседе с «Парламентской газетой».

Тегеран думает

Александр Каргин отмечает, что момент операции против Ливана выбран с учетом ситуации в Иране, где недавно к власти пришло более либеральное правительство, которое не хочет сейчас втягиваться в прямое военное столкновение с Израилем.

«Думаю, что в Тель-Авиве посчитали нынешний момент «окном возможностей», так как полагают, что потенциал Ирана по ведению успешной войну против Израиля ограничен. Раньше считалось, что Тегеран обладает такой военной мощью, которая способна уничтожить ЦАХАЛ, однако в последнее время есть серьезные сомнения в этом», — полагает Каргин.

«Стратегия Израиля на Ближнем Востоке сейчас лежит в поле комплексного противодействия Ирану. Этой логике подчинены в том числе и операции в Газе, и на ливанском направлении. Тель-Авив заинтересован в том, чтобы нанести Тегерану поражение — или, по крайней мере, разобщить его сторонников, расколов тем самым так называемую антиизраильскую ось сопротивления», — считает Леонид Цуканов.

По оценке эксперта, благодаря последним дерзким операциям Израиля, таким как ликвидация главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране и подрыв пейджеров в Ливане, внутри «Оси сопротивления» ожесточаются споры о том, как именно должны Иран и остальные прокси отреагировать и какую «акцию возмездия» реализовать. Консультант ПИР-центра отмечает, что в этом контексте промедление Ирана с ответными действиями вызывает у его ключевых союзников недовольство, что сказывается на их лояльности Тегерану и готовности следовать в фарватере политических интересов Исламской Республики.

«В Тегеране, кажется, еще до конца не определились с пределом реагирования на израильское давление на Ливан. С одной стороны, Иран готов продолжить поддержку «Хезболлы», включая поставку вооружений и кадров, а также задействование других прокси-группировок для сдерживания Израиля. Однако на прямое столкновение с израильтянами в Тегеране, судя по всему, не готовы — тем более что новый президент страны Масуд Пезешкиан все еще настроен на разрядку напряженности в отношениях с Западом во главе с США, и масштабная эскалация на Ближнем Востоке не в его интересах», — полагает Цуканов.

Гори-гори ясно, чтобы не погасло

Ближний Восток находится на грани конфликта уже не впервые, отмечает Цуканов, хотя подавляющее большинство стран региона не заинтересованы в новой большой региональной войне — особенно аравийские монархии, для которых конфликт чреват экономической рецессией. Так что, по прогнозам эксперта, международные посредники, включая США, в ближайшее время попытаются ненавязчиво уговорить Израиль пересмотреть цели операции на ливанском направлении. Аналогичные пасы, судя по последним заявлениям иранских представителей, наблюдаются и со стороны Тегерана в адрес «Хезболлы».

«Конфликт всеми силами пытаются свести в «техническую ничью», сохранив при этом паритет сил между Израилем и «Хезболлой». Однако ключевая сложность в том, что обе стороны текущим положением дел не удовлетворены», — полагает консультант ПИР-центра.

Каргин при этом отмечает, что с учетом предстоящих президентских выборов в США Вашингтон будет уделять меньше времени ситуации на Ближнем Востоке, что, возможно, стало еще одним фактором в пользу проведения Израилем своей операции.

Политолог, однако, отмечает, что у ЦАХАЛ вполне амбициозные цели — установить контроль над Южным Ливаном, чтобы ликвидировать угрозу со стороны «Хезболлы», базирующейся на этой территории. Правда, Каргин полагает, что существует множество вопросов относительно того, что будет делать Тель-Авив с Южным Ливаном, ведь прямая военная оккупация вызовет множество протестов во всем мире. Идеальным вариантом мог бы стать ввод миротворцев ООН или, например, воссоздание в данном регионе Армии Южного Ливана — союзного Израилю военизированного формирования из шиитов, друзов и христиан-маронитов, которое в 1980-1990-х годах контролировало ситуацию и не пускало «Хезболлу» в данную часть страны. Эксперт при этом признает, что ситуация на этой территории серьезно изменилась, ведь значительная часть «армии» ушла из Южного Ливана, и фактически теперь воссоздавать эту структуру будет не из кого.