Вертолет сбить, президенту Лукашенко – пулю в лоб
Юрий Зенкович, один из заговорщиков, осужденных в Белоруссии за попытку захвата власти, рассказал Первому информационному телеканалу подробности, как оппозиция вела переговоры с другими странами о финансировании переворота и как планировала сбить вертолет президента.
«Мы вели переговоры и искали средства в Украине, Израиле и США», – рассказал Зенкович.
По информации канала, операция по устранению президента Белоруссии Александра Лукашенко в 2020-м году получила название «Тишина». Планировалось, в частности, «расстрелять из крупнокалиберного пулемета вертолет главы государства на взлете либо посадке». При этом для семьи президента и его сторонников была уготована «пуля в лоб». Заговорщик также рассказал, что после победы оппозиции каждый участник заговора «должен был получить в свое управление» один из регионов Белоруссии.
Неужели это все правда? Больше похоже на сценарий третьесортного голливудского боевика…
Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров считает, что это очень серьезно.
– По тому, как были организованы выступления в 2020 году, ясно, что это не были протесты ради протестов, только для того, чтобы рябь на воде создать и чтобы показать, что в Белоруссии есть оппозиция. Нет, целью заговорщиков был именно государственный переворот, свержение Лукашенко.
А что касается формулировок, то какой интеллектуальный уровень у оппозиции, такие и формулировки. Да, они, видимо, именно так и понимали происходящее: мы свергаем президента, а затем каждый из нас становится то ли губернатором какой-нибудь области Белоруссии, то ли другим высокопоставленным чиновником, который получит «на кормление» себе город, регион, предприятие или отрасль промышленности.
«СП»: Какие страны могли участвовать? Названы США, Израиль, Украина. Почему они, а не, допустим, Европа? Какие ещё страны могли быть задействованы?
– Думаю, забыли упомянуть Польшу и Литву, другие прибалтийские вымираты. Они точно поддерживали заговорщиков финансово, предоставляли им возможности для тренировки в специальных лагерях, оказывали моральную поддержку, организовывая контакты в кругах западной политической элиты, что должно было мотивировать и создавать ощущение, что все мировое сообщество на их стороне.
«СП»: Кому и почему больше всех на Западе мешает Лукашенко? Тем, что союзник России? Тем, что не вписывается в западные стандарты демократии («последний диктатор»)? Или соседи (Польша, Литва) мечтают территорией поживиться?
– Нужно рассматривать все эти факторы в комплексе. Но при этом важно понимать, что пока Белоруссия проводила многовекторную политику, Лукашенко в принципе устраивал Запад. Целью Запада был разлад в отношениях Белоруссии и России.
Но поначалу Запад рассчитывал малой кровью оторвать Белоруссию от России – без революций, договорившись с Лукашенко. Как только Александр Григорьевич окончательно определился с выбором, точнее, обозначил это публично, он в один момент стал неугоден всем, даже наиболее лояльным западным политикам.
«СП»: А на что рассчитывает оппозиция? Ну, уберут они Лукашенко, дальше что? Кто на его место? Не Тихановская же…
– Они думают не о стране и не о будущем Тихановской, а о том, что лично получат, сколько заработают на перевороте.
«СП»: А Лукашенко на что рассчитывает? Подготовил ли он сценарий передачи власти? Кому?
– Я уверен, что после ухода Лукашенко с поста президента в Белоруссии пройдут выборы. А кто пойдет на выборы в качестве кандидата в президенты, определят белорусские элиты вместе с Лукашенко. Народ же проголосует за того, на кого укажет Лукашенко. После 2020 года уважения и доверия к себе в лицах граждан он только прибавил.
– Эта история не нова, дело о заговоре возникло в 2021 году, когда основные заговорщики были задержаны в Москве, – говорит советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
– Поэтому для белорусского общества в самой этой истории ничего нового нет. Тем не менее, события 2020 г. и попытка неудавшегося государственного переворота до сих пор остаются в актуальной повестке белорусских СМИ, поэтому периодически появляются материалы, отсылающие к тем событиям. Для белорусской политической системы это было большим потрясением.
Очевидно, что коллективный Запад в целом был и остается заинтересованным в устранении Лукашенко и замене его на управляемого прозападного лидера, или группу лидеров.
Попытались осуществить это через классическую технологию «майдана», когда не получилось – могли попытаться устроить и вооруженный переворот. Ничего нового и удивительного в этом нет.
«СП»: На что рассчитывали заговорщики? Ну, убили бы они Лукашенко, а дальше?
– В случае успеха переворота в Белоруссии начался бы хаос и стихийный передел власти и собственности. Какую конфигурацию в итоге приняла бы власть, сложно сказать. Но очевидно одно – на вершине властной пирамиды оказались бы националистические силы, а сам политический режим стал бы во многом напоминать украинский.
«СП»: У оппозиции вообще есть общий лидер, которого они могли бы подсадить на трон?
– На сегодняшний день какого-то явного лидера нет. Тихановская имеет в оппозиционных кругах статус «избранного президента», и именно на этом держится ее авторитет, это позволяет замыкать значительную часть финансовых потоков на ее «офис». Есть Павел Латушко, который пытается играть в некий альтернативный центр власти. Есть «правительство Белорусской народной республики в изгнании» – очень старая эмигрантская структура, которая сидит в Канаде. Но в целом все это скорее напоминает персонажей советского фильма «Корона Российской империи».
«СП»: А Лукашенко готов к трансферу власти? Подготовил преемника?
– Какого-то внятного сценария передачи власти пока не просматривается. В 2022 году в Белоруссии началась конституционная реформа, которая значительно сократила полномочия президента и передала их часть новому органу – Всебелорусскому народному собранию (ВНС).
Однако Лукашенко совместил посты президента и председателя ВНС, таким образом, вновь замкнув на себя весь властный контур. В 2025 г. он собирается вновь идти на президентские выборы, фигуры преемника пока не просматривается. Таким образом, вопрос транзита власти, скорее всего, отложен до 2030 года.