Либеральная пресса Америки начинает «хоронить» Дональда Трампа. Комментарий Георгия Бовта
Кандидат в президенты США от Республиканской партии считает, что его оппонент от демократов Камала Харрис проиграла дебаты. Как шоу с публичными прениями повлияют на президентскую гонку?
Подавляющая часть американской прессы считает, что Трамп выступил менее удачно, чем Харрис. Однако тут надо учитывать, что это подавляющее большинство представляет скорее либеральный мейнстрим. Некоторые называют даже это «11 сентября для Трампа». В общем, явно сочувствующие демократам массмедиа начинают Трампа оживленной толпой «закапывать». Ряд показателей действительно указывают, что он скорее проиграл, чем выиграл. Это помимо опросов зрителей, которых было 67 млн, из которых более 60% отдали победу Харрис. Но вот падение котировок медийной компании Трампа на 13% — это более объективный показатель. В мозги обывателя усиленно внедряют мысль, что Трампу нечего сказать избирателям за пределами круга упертых «трампистов-республиканцев» и вообще нечего сказать нового. Что, кстати, во многом правда, он играет одну и ту же пластинку всякий раз, в основном про нелегальных иммигрантов. Притом что, кроме общих слов и некоторых заимствований из предвыборной программы Байдена, и Камала Харрис не так чтобы была очень подробна в своих предложениях.
Согласно последнему соцопросу Times/Siena poll, Харрис отстает в поддержке по вопросам именно экономики от Трампа на 13%. Ее платформа в этой части неизвестна, помимо субсидий молодым семьям на жилье и нескольких налоговых льгот. При этом почти 70% в решающих, так называемых колеблющихся штатах предъявляют запрос на кардинальные перемены, в том числе в экономике. Возможно, вице-президент как раз и займется разъяснением своей экономической повестки прежде всего в этих штатах. Откуда она, судя по ее графику, почти не собирается вылезать весь октябрь. Делая особый акцент на Пенсильвании, которая дает 19 голосов выборщиков из 270, требуемых для победы. При этом в силу традиционного раскола политических предпочтений в Америке реальная конкуренция на этих выборах будет менее чем за треть голосов коллегии выборщиков. Это максимум 12 штатов, минимум семь.
Вопреки тому, что пишет либеральная пресса, хороня заранее Трампа, соцопросы не показывают пока для него какой-то катастрофы. Два кандидата идут либо вровень, либо с небольшим — в 1-3% — перевесом в пользу Харрис. Но и тут надо учесть, что, поскольку выборы в Америке не прямые, то все решает расклад голосов — и выборщики от колеблющихся штатов. В этом веке еще ни один республиканский президент и тем более кандидат не набирал большинства голосов избирателей в национальном масштабе. В том числе Клинтон обошла по числу голосов Трампа в 2016-м примерно на 3 млн.
И вообще, социологи в ХХI веке смогли предсказать результат выборов в Америке самого разного уровня на 78% в среднем, а в 2022 году — лишь на 72%. Куда более точный предсказатель — это движение индекса S&P 500 в последний квартал перед голосованием. Начиная с 1984 года, если этот индекс «голубых фишек» рос с августа по октябрь, победу на президентских выборах в 100% случаев одерживала та партия, которая контролировала Белый дом. И наоборот, когда индекс падал, то выигрывал оппозиционер. Что, в общем, просто объясняется: состояние биржи отражает состояние экономики в целом. Если учитывать более широкие экономические настроения, влияющие на исход выборов, то американские социологи придумали еще и «индекс несчастья». Он объединяет сезонно скорректированный уровень безработицы и годовой уровень инфляции в один показатель, пытаясь оценить, так сказать, экономические трудности, которые испытывают среднестатистические американцы. Чем выше этот индекс, тем сильнее «несчастье». Так вот, трехмесячное скользящее среднее значение «индекса несчастья» с августа по октябрь абсолютно точно предсказывало все президентские выборы с 1980 года. Правящая партия выигрывает, если индекс снижается, и проигрывает, если он растет. Последнее значение «индекса несчастья» составило 6,73% в августе. Это ниже пикового значения администрации Байдена в 12,66% в июле 2022 года, но выше июньского значения в 6,57%.
В этом плане важное значение будет иметь заседание ФРС 17-18 сентября. 31 июля она оставила ставку без изменений — на уровне 5,25-5,5%. На этом уровне она держится с июля прошлого года. Глава ФРС Джером Пауэлл отмечал, что для снижения ставки нужно убедиться в сохранении тренда на снижение инфляции. Трамп в недавнем интервью Илону Маску, помнится, предостерегал Пауэлла, чтобы тот не снижал ставку, если не хочет, чтобы президент Трамп его уволил, ибо это поможет демократам, оживив, по крайней мере кратковременно, фондовый рынок и положительно повлияв на некоторые другие показатели.
Но почему-то кажется, что ФРС именно это и сделает, подыгрывая демократам и помогая массмедиа закапывать Трампа еще глубже, выбивая из его рук главный козырь — более сильный имидж в части его экономической программы.