Cуверенисты ЕС: европейцы, готовые слушать Россию

"Европа суверенных наций", или суверенисты, — политическая премьера лета 2024 года. Группа депутатов, выступающих за перераспределение полномочий от Еврокомиссии в пользу стран —участниц ЕС (отсюда название), образовала объединение в Европарламенте. Евроскептики создавали союзы и раньше. Но позиции их участников традиционно расходились в том, что касается России. Суверенисты — имя той части европейских твердых правых, кто считает прекращение санкционной войны условием экономического благополучия Старого Света. Помимо преимуществ торговли, к поддержке России суверенистов подталкивают европейские амбиции Украины. Это объяснимо: Киев заранее рассчитывает на львиную долю евросубсидий, которые — если дверь перед Владимиром Зеленским все же оставить закрытой — продолжат получать нуждающиеся в них страны Евросоюза. Разве не выгодно?

Cуверенисты ЕС: европейцы, готовые слушать Россию
© ТАСС

Другая Германия

К числу территорий Евросоюза, испытывающих потребность в субсидировании, исторически относят Восточную Германию. С середины 2010-х лидерство в местной политике принадлежит "Альтернативе для Германии" (АдГ). В мае 2024 года на выборах в Европарламент "Альтернатива" набрала 15,9%, взяв голоса в основном в восточногерманских землях. В новом созыве парламента АдГ прогнозировали полную изоляцию: весной более центристски и антироссийски настроенные французские националисты объявили о разрыве с немецкими и исключении их из крайне правой фракции. Однако ожидания не сбылись. "Альтернатива" смогла найти себе политических союзников и, выполнив все процедурные требования (депутаты не менее чем из 8 стран числом не менее 23), сформировала собственную группу. К несчастью, наименее многочисленную из всех в Европарламенте.

Зато именно на скамьях суверенистов сосредотачивается в 2024 году принципиальная оппозиция курсу ЕС на конфликт с Россией. Сопредседатель АдГ Тино Хруппала не сторонник компромиссов в этом вопросе. "Мы требуем разворота в украинской политике, потому что для немцев это означает облегчение жизни, снижение угрозы войны и, самое главное, возвращение к политике, ориентированной на интересы Германии", — провозглашает он. Тот же тон у второй сопредседательницы АдГ — Алисы Вайдель: "Интересами ФРГ являются мир в Европе, нормализация экономических отношений со всеми странами, в том числе с Россией, и прекращение санкционной войны, которая наносит ущерб больше всего нам. Путь к этому лежит через переговоры".

И еще. "Мы не хотим, чтобы Украина стала членом ЕС. Мы не хотим никаких поставок вооружений Украине. Давайте прекратим финансирование коррумпированных структур, потому что это не что иное, как утечка денег налогоплательщиков. Нам больше нечего раздавать", — заявляет Вайдель.

Обвиняемая в крайне правом радикализме АдГ, вопреки стереотипу, настойчивее других призывает к миру. Это соответствует настроениям в Восточной Германии, 59% населения которой считает, что Запад полностью или частично ответственен за конфликт на Украине. Опора на восток позволила АдГ выдержать нажим и сохранить дружественный России вектор на фоне резкого разрыва связей между двумя странами в 2022 году. В 2023 году Хруппала единственным из парламентских лидеров ФРГ посетил празднование годовщины Победы в посольстве РФ, а в 2024 году представители АдГ приняли участие в российских выборах в качестве наблюдателей. С середины 2010-х "Альтернатива" стала занимать пустовавшую нишу русской правозащиты в Германии, а в 2022 году основала ассоциацию по поддержке русскоговорящих. Одновременно с этим рейтинги АдГ шли вверх. Выразительный пример того, что и в наши дни русская тема в Западной Европе может иметь политическую перспективу.

Мирная Болгария

Союзники АдГ по фракции суверенистов — болгарская партия "Возрождение" — также опираются на недооцененный политической системой запрос избирателей. Вопреки недружественной политике правительства в СофииБолгария насчитывает значительное число сторонников России, колеблющееся между 30 и 35% при аналогичном числе приверженцев Запада. Несмотря на политические репрессии (от которых в 2019 году пострадал лидер движения "Русофилы" Николай Малинов), использовать русскую тему означает не только рисковать, но и выигрывать. С 2021 года это подтверждает пример "Возрождения", начинавшего в качестве политического аутсайдера, но сумевшего увеличить фракцию втрое — до 38 депутатских мест.

Лидер "Возрождения" Костадин Костадинов (в университете он специализировался на изучении Украины) с 2022 выступил резко против оказания помощи Киеву. Мирная инициатива приняла форму уличной акции: вместе с коллегами Костадинов взобрался по лестнице на флагшток у мэрии Софии и сорвал украинский флаг. На такое выступление предсказуемо резко отреагировали в Брюсселе, однако в "Возрождении", похоже, готовы повторить его снова. По крайней мере, именно это обещает кандидат от партии в мэры столицы. В случае, если он получит главную должность в городе, украинского "прапора" на флагштоке больше не будет.

Так же как и АдГ, суверенисты Болгарии — голуби местной политики, притом что страдают от навязчивых обвинений в экстремизме. "Мы неоднократно подчеркивали, что строим мосты в то время, когда остальные их разрушают. Дипломатия включает в себя партнерство как на Востоке, так и на Западе, а также дает возможность строить дипломатические отношения и развивать потенциальное партнерство со всеми странами мира. Только так внешняя политика Болгарии будет независимой и соответствовать нашим национальным интересам", — заявляет Костадинов. Тон другого его выступления жестче: "Если Болгария сохранит свой нынешний внешнеполитический курс, наша страна будет вынуждена присоединиться к военному конфликту на Украине". Того же исхода, кстати, опасаются и в АдГ.

Операция "Возрождение"

Весной 2024 года, накануне выборов в Европарламент, "Возрождение" провело конференцию евроскептиков Восточной Европы. Вместе они подписали Софийскую декларацию, содержащую призывы к миру на континенте и сокращению полномочий Еврокомиссии (одно воспринимается в тесной связи с другим). Так закладывались основы суверенизма, хотя об этом знали еще не все. Только позже выяснилось, что часть партий — участниц встречи присоединится к фракции суверенистов. Поначалу присоединяться было не к кому.

Чтобы новая политическая сила смогла увидеть свет, понадобился раскол АдГ с французскими националистами из "Национального объединения" и перегруппировка на правом фланге. Когда новость о разрыве пришла (повод предоставили экстремистские заявления немца Максимилиана Кра), в "Возрождении" откровенно потирали руки. Костадинов заявил, что ожидал разрыва "уже давно" и видит в нем для себя выгоду. "Это очень хорошая новость, потому что теперь мы сумеем сформировать консервативную фракцию, отстаивающую ценности национального суверенитета", — заявил он. Так и вышло — хотя перед этим немцы предприняли безуспешную попытку примириться с французами.

Расхождение швов

Давно назревавший раскол между АдГ и французским "Национальным объединением" не определялся расхождениями по российской теме, но тем не менее сопровождался ими. Начиная с 2012 года французские националисты проводят политику восстановления репутации (выразительно называемую "дедьяволизацией в глазах общественного мнения"). Вдохновляемые примером Италии, где у власти с 2022 года находятся ультраправые, националисты Пятой республики настойчиво ищут компромисса с истеблишментом. Вслед за началом специальной военной операции они пожертвовали отношениями с Россией. Исторический лидер "Национального объединения" Марин Ле Пен поддержала Украину. Впрочем, это не была безусловная поддержка. Прежние союзники России продолжают выступать против членства Киева в ЕС и НАТО.

Двойственность позиции французских националистов выявило рассмотрение в Национальной Ассамблее договора между Францией и Украиной в марте 2024 года. Соглашаясь поддерживать украинцев, но лишь умеренно, ультраправые не смогли решить, как им голосовать, и всей фракцией воздержались. Иначе поступили десятки депутатов левых объединений в парламенте, высказавшиеся против военной помощи Киеву недвусмысленным образом.

Разница в политических оттенках между оппозиционными правыми в Париже и Берлине становилась очевидной по целому перечню вопросов. Поэтому фатальные последствия мог иметь любой инцидент — но историческую роль триггера сыграли выступления депутата АдГ Максимилиана Кра, заявившего, что не все эсэсовцы являлись военными преступниками. АдГ попробовала достичь соглашения ценой ухода Кра из фракции, но ничего такой жертвой не добилась (впоследствии Кра не приняли и во фракцию суверенистов.) Фракция самых правых в Европарламенте раскололась, и на исторической сцене появились суверенисты. Будущее за ними?

Игорь Гашков