Последний из первых: к чему ведет скандальный арест мексиканского наркобарона американцами
Нет никаких сомнений в том, что история ареста Исмаэля Самбады по прозвищу Эль-Майо потребует минимальной адаптации для того, чтобы получился сценарий очередного сериала о героических успехах американцев в борьбе с наркокартелями. Правда, спецслужбы США пока не сознаются, что они выкрали гражданина другой страны и обманом доставили его на свою территорию вопреки все еще формально существующему международному праву.
Эта, с одной стороны, запутанная (прежде всего отсутствием внятной официальной информации), а с другой — очевидная история началась 25 июля, когда появились первые сообщения об аресте Самбады, лидера одного из крупнейших мексиканских наркокартелей "Синалоа". Причем задержали Эль-Майо американцы в небольшом аэропорту рядом с находящимся на самой границе с Мексикой городом Эль-Пасо в штате Техас. Туда Самбада прилетел на частном самолете вместе с другим известным представителем мексиканского криминального мира — Хоакином Гусманом Лопесом, одним из лидеров картеля "Лос-Чапитос", сыном отбывающего пожизненное заключение в США наркобарона Хоакина Гусмана Лоэры по прозвищу Эль-Чапо ("коротышка" в переводе с испанского). В аэропорту их и поджидали сотрудники правоохранительных органов.
Казалось бы, на этом можно было бы поставить точку — один из самых разыскиваемых людей мира, главарь одной из самых опасных транснациональных преступных организаций оказался в руках правосудия. Но тут же начали появляться вопросы.
Уже на следующий день выяснилось, что мексиканские власти не знали о проведенной операции. Министр общественной безопасности и защиты граждан Мексики Роса Исела Гонсалес прямо заявила, что США самостоятельно провели операцию по задержанию наркоторговцев, без участия мексиканской стороны. Более того, власти Мексики узнали о факте задержания Самбады и Гусмана Лопеса благодаря телефонному звонку из американского посольства. Но вот о том, что именно произошло, мексиканцам так и не рассказали: добровольно ли те сдались или все же были схвачены.
Прояснить ситуацию взялся посол США в Мексике Кен Саласар, который, впрочем, ее только запутал еще больше. Он рассказал, что Гусман Лопес сдался добровольно, а Эль-Майо был задержан против его воли. Но вот отношения к этому, по словам дипломата, американцы, мол, никакого не имеют: все произошло само собой. "Это был не наш самолет, не наш пилот и не наши люди. Властям США не был предоставлен план полета. <…> Предполагается, что самолет вылетел из [мексиканского штата] Синалоа и приземлился в [американском аэропорту] Санта-Тереса" — так буднично, по мнению Саласара, за решеткой оказался один из самых разыскиваемых преступников наркобизнеса.
Впрочем, дипломат явно просчитался в отношении наивности мексиканских властей. По указанию президента Генпрокуратура Мексики начала собственное расследование и официально запросила у США данные об обстоятельствах произошедшего. По-видимому, для того, чтобы не позволить американцам вновь водить себя за нос, мексиканцы сформулировали вполне конкретные вопросы. Например, о данных по предварительному разрешению Таможенно-пограничной службы США на осуществление рейса, на котором прибыли Исмаэль Самбада и Хоакин Гусман Лопес на американскую территорию, а также о документе с информацией о пассажирах на борту. Кроме того, запрошен протокол миграционных властей США о приеме этого рейса в аэропорту Санта-Тереса (штат Нью-Мексико) с указанием сведений о пилотах и пассажирах, а также о паспортах и действующих визах. Одним словом — документы, без которых попасть в США на частном самолете вряд ли возможно.
Версия Эль-Майо
Во многом свет на события 25 июля проливает письмо самого Эль-Майо, написанное им уже в американской тюрьме и опубликованное затем его адвокатом. В нем Самбада прямо говорит, что стал жертвой похищения и насильственного вывоза в соседнюю страну. А еще он детально описал произошедшее.
Итак, по словам наркобарона, он откликнулся на просьбу Хоакина Гусмана Лопеса, сына Коротышки, помочь решить спор между действующим губернатором Синалоа Рубеном Рочей и бывшим мэром Кульякана, столицы этого штата, избранным конгрессменом Эктором Куэном Охедой. Вопрос, который стоял на повестке дня, — кто будет следующим мэром Автономного университета Синалоа. Эль-Майо рассказывает, что 25 июля он отправился на ранчо в окрестностях Кульякана под названием "Уэртос-дель-Педрегаль", где и должна была состояться встреча всех заинтересованных сторон.
Туда Самбада приехал с четырьмя охранниками, двое из которых остались за территорией ранчо, а двое (один из них — глава судебной полиции штата Синалоа) проследовали за ним. Эль-Майо отметил, что во дворе увидел Эктора Куэна, а затем по приглашению Гусмана Лопеса один зашел в здание ранчо, где ему тут же накинули на голову темный мешок и повалили на пол, на руках застегнулись наручники.
После этого наркобарона затолкали в кузов внедорожника и отвезли на расположенную в 20 минутах езды тайную взлетно-посадочную полосу и посадили в небольшой частный самолет. Там лично Гусман Лопес пристегнул Самбаду к сиденью нейлоновыми стяжками. По словам Эль-Майо, в самолете был только он сам, сын Коротышки и пилот. Полет продолжался около трех часов, без каких-либо посадок. В конце концов самолет приземлился в аэропорту около американского Эль-Пасо, где у трапа Самбаду уже ждали сотрудники ФБР.
Вероятно, к изложенной преступником версии, которая явно нацелена на то, чтобы создать образ мученика в глазах американских судей, можно было бы относиться скептически. Но только вот содержащиеся в рассказе Эль-Майо факты постепенно начали находить подтверждение.
Изначально власти штата Синалоа заявили, что Эктор Куэн, один из участников описанной Самбадой встречи, якобы погиб в тот же день на АЗС при попытке ограбления. Была даже выложена запись с камер видеонаблюдения. Впрочем, достоверно разглядеть на ней бывшего мэра Кульякана было абсолютно невозможно.
Но взявшаяся за расследование Генпрокуратура Мексики в своем заявлении опровергла эту версию. Следователи обнаружили и то самое ранчо, где был похищен Самбада, а также убит Эктор Куэн. Нашли они и машины, которые использовались для перевозки связанного Эль-Майо, а также и саму взлетно-посадочную полосу, откуда, по словам Эль-Майо, самолет с лидерами наркокартелей вылетел в США.
Губернатор Синалоа Рубен Роча сразу после появления письма Самбады заявил, что в тот день находился вместе с семьей в США, куда отправился повидать родственников. Ни о какой встрече с главой наркокартеля, мол, он не знал и приглашен не был. Сейчас чиновник вынужден отвечать на вопросы Генпрокуратуры, пока его версия не нашла опровержений.
Кроме того, Генпрокуратура подготовила ордер на арест Гусмана Лопеса в соответствии со статьей 123 Федерального уголовного кодекса. Ему вменяется "похищение", а также "незаконное лишение свободы человека на территории Мексики с целью передачи его властям другой страны".
Последний капо
Дело Эль-Майо получилось столь резонансным во многом благодаря его практически легендарной личности. Самбада — ярчайший представитель "старой школы" глав наркокартелей, появившихся в 1980-е годы, и чуть ли не единственный из того поколения, кто до сих пор стоял у руля крупнейшей преступной организации. Более чем за 40 лет преступной деятельности Эль-Майо не провел в тюрьме ни одного дня — уникальное достижение для столь крупного наркоторговца.
Согласно данным Госдепа США, Исмаэль Самбада Гарсия родился 1 января 1948 года в обычной мексиканской семье крестьянина и учительницы в штате Синалоа. Свою преступную деятельность он начал с выращивания марихуаны и опийного мака, познакомился с местными мелкими наркоторговцами. Затем Самбада начал сотрудничать с влиятельным на тот момент картелем "Гвадалахара". Кстати, там же начинал и другой уроженец штата Синалоа — молодой Коротышка. После они и организовали картель "Синалоа", который вышел на первые роли в 1990-е годы, когда американцы в отместку за убийство мексиканцами внедренного в картели сотрудника Управления по борьбе с наркотиками Энрике Камарены арестовали тогдашних лидеров преступного мира Мексики.
К концу последнего десятилетия XX века Самбада вместе с Коротышкой стали одними из крупнейших наркоторговцев в Мексике. По данным американцев, картель Самбады получал многотонные партии кокаина по морю от колумбийских поставщиков, после чего наркотики доставлялись на северную границу Мексики и переправлялись в США. В последние годы к традиционным наркотикам добавился и синтетический — фентанил, в трафике которого также обвиняли Эль-Майо. Разумеется, одним лишь наркотрафиком обвинения против Самбады не ограничиваются. Здесь и такие "сопутствующие" преступления, как убийства, вымогательство, торговля оружием, отмывание денег и так далее.
Ордер на арест Самбады был выдан американским судом еще в 2003 году, а за информацию, которая привела бы к его задержанию, в США сначала обещали вознаграждение в размере $5 млн, а затем увеличили его в три раза — до $15 млн.
Судя по всему, арест в 2016 году (повторный и на этот раз, видимо, окончательный — отбывает пожизненный срок в американской тюрьме) Коротышки стал началом конца господствовавших ранее наркокартелей с традиционной вертикальной организацией. И хотя Эль-Майо остался главой картеля "Синалоа", начали появляться более мелкие фракции, позже превратившиеся в самостоятельные организации. Например, основанный детьми Коротышки картель "Лос-Чапитос", одним из руководителей которого является Гусман Лопес, в конечном счете и сдавший, если верить Эль-Майо, Самбаду американцам.
Мстить ему было за что. Например, один из арестованных и экстрадированных в США сыновей Самбады, Висенте Самбада Ньебла, выступал в 2019 году в суде Нью-Йорка в качестве свидетеля обвинения на судебном процессе против Коротышки.
Новая война?
Арест лидера крупнейшего наркокартеля, полагают местные эксперты, неминуемо приведет к усилению борьбы за влияние между различными более мелкими криминальными группировками. Появились разговоры, что картель "Синалоа" может возглавить один из сыновей Самбады — Исмаэль Самбада Сикайрос, однако сохранить вертикально выстроенную организацию у него вряд ли получится.
Он и без того возглавляет одну из фракций картеля — "Ла-Майиса". Ожидается, что теперь эта фракция начнет мстить группировке сдавшего Самбаду американцам Гусмана Лопеса "Лос-Чапитос". По разным данным, ситуация в штате Синалоа и столичном Кульякане остается взрывоопасной, а столкновения между преступниками из разных кланов начали происходить с завидной регулярностью. Впрочем, пока до открытого противостояния дело не дошло, что может быть связано с подготовкой группировок к вооруженным столкновениям.
Многие специалисты сходятся во мнении, что арест Эль-Майо, каким бы значимым он ни был, по большому счету является в большей степени символической победой, которая фактически никак не скажется на объемах поставок наркотиков в США. Дело в том, что в последнее время большую популярность среди американских потребителей запрещенных веществ приобрел синтетический наркотик фентанил, цепочка производства и поставок которого уже не требует столь масштабных организаций, как наркокартели в их привычном виде.
Остается открытым вопрос и о роли США, законности похищения человека и деятельности американских спецслужб на территории Мексики в целом. Мексиканское правительство неоднократно обвиняло Управление по борьбе с наркотиками во вмешательстве во внутренние дела и нарушении суверенитета. Теперь же, как сообщило издание El Universal со ссылкой на источники, под вопросом оказались регулярные встречи президента Мексики Лопеса Обрадора и советника Белого дома по вопросам внутренней безопасности Элизабет Шервуд-Рэндалл. Нынешнее мексиканское правительство весьма ревностно относится к вопросам национального суверенитета.
Арест Эль-Майо может оказаться бомбой замедленного действия против властей Мексики, которая способна сдетонировать в самый неподходящий момент, считают многие местные эксперты. Ведь на суде или в ходе следственных действий Самбада может начать говорить. А мало ли что он может рассказать. Наглядное свидетельство этому — то самое письмо с описанием произошедшего в день его задержания. Одно лишь упоминание возможной встречи с Эль-Майо отбросило тень на губернатора Синалоа, и пока остается непонятным, куда главу штата приведут эти откровения наркоторговца. Учитывая обширный послужной список Самбады, подобных историй у него может быть припасено немало. Наверняка проявляться они будут по случайному стечению обстоятельств в тот самый момент, когда Вашингтон, например, станет требовать от Мехико усилить борьбу с поставками прекурсоров, необходимых для производства фентанила, или же сдержать поток мигрантов на своей территории, не допуская их в США.
Несомненно, ситуация с арестом Исмаэля Самбады будет обрастать новыми подробностями и историй Эль-Майо с лихвой хватит не на один сезон сериала.
ТАСС выступает против употребления наркотиков