Совфед одобрил закон о правилах высылки нелегальных мигрантов
Обновлено в 18:00
Совет Федерации одобрил закон о режиме высылки нелегальных мигрантов из России. Ранее его приняла Госдума, теперь он поступит на подпись президенту РФ. Основных положений закона несколько — он расширяет полномочия МВД и создает специальный реестр, попадание в который ограничивает нелегального мигранта в правах.
На практике процедура будет выглядеть так: полиция фиксирует правонарушение со стороны мигранта, принимается решение о выдворении, затем мигрант попадает в реестр, который позволяет полиции его контролировать вплоть до момента, когда мигрант покинет страну.
Попадание в реестр означает, что мигрант лишается права покупать недвижимость и автомобили, управлять машинами, брать кредиты, свободно перемещаться по территории России, вступать в брак, оформлять новые счета в банках, тратить со счетов более 30 тысяч рублей в месяц.
Сейчас практика такова, что мигранты даже после решения о выдворении могут годами жить в России, говорит эксперт, ведущий юрист Международной миграционно-правовой поддержки (IMALS) Евгения Сугутская:
Евгения Сугутская эксперт, ведущий юрист Международной миграционно-правовой поддержки (IMALS) «На сегодняшний день, например, есть очень много иностранных граждан, которые совершили административные правонарушения и находятся в стране нелегально и продолжают дальше нарушать, но никаким образом не исправляют положение. И зачастую, когда иностранца задерживают, сотрудники полиции составляют протокол, все необходимые документы и везут в суд, в суде выносят постановление о выдворении, но выдворение, как правило, самостоятельно контролируемое. То есть после получения постановления фактически иностранца выпускают из здания суда, и он спокойно уходит дальше, продолжает жить, пользоваться всеми благами, но при этом нарушая. Есть решение суда, человек должен покинуть территорию Российской Федерации, он это не сделал. Тогда целесообразно закрыть ему все пути доступа к получению тех или иных услуг, чтобы он не смог осуществлять свой быт, свою жизнедеятельность и покинул территорию Российской Федерации. У меня неоднократно были случаи, когда люди нарушали закон, они получали постановление, а потом шли в загс, заключали брак с гражданкой Российской Федерации либо с гражданином Российской Федерации для того, чтобы не выезжать. Я встречала в практике таких людей, у которых есть решение суда о выдворении и уже прошло лет пять-шесть, у них семья, дети, а они не выезжают. Меня больше всего смущает, как это будет реализовываться, каким образом сотрудники МВД, полиции будут получать доступ к персональным данным конкретного человека, каким образом будут отслеживать, вычислять нарушителей и запрашивать данные этого нарушителя. Счета в банке — это банковская тайна, вызывает много сомнений и опасений».
Отдельным положением расширяются полномочия МВД. Например, мигранты из реестра будут обязаны информировать полицию о своем местонахождении, в том числе отправлять фото с отметкой о геолокации. Они должны будут сообщать о дате, месте и маршруте самостоятельного выезда из страны.
Полиция наделяется правом запрашивать информацию, составляющую банковскую, налоговую и коммерческую тайну. А также проникать в жилище без согласия проживающих в нем.
Против этого выступила Генпрокуратура. Начальник правового управления ведомства Артур Завалунов указал, что это нарушает конституционное право граждан на неприкосновенность жилища. «Мы хотим бороться с незаконной миграцией, а ставим под сомнение права обычных граждан», — отметил он.
Аргументы прокуратуры «будут восприняты», заверил один из авторов инициативы депутат Дмитрий Вяткин. А глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил, что у него «конституционность нынешней редакции законопроекта» сомнений не вызывает. И пообещал найти приемлемое решение «в более спокойной обстановке».
Принятый законопроект — из категории тех, где надо смотреть, как он будет работать на практике, говорит эксперт по вопросам миграции Вадим Коженов:
Вадим Коженов эксперт по вопросам миграции «Я не вижу здесь сильных перегибов, действительно суды перегружены, поэтому это скорее плюс, если что-то возьмет на себя полиция. И полиция нельзя сказать, что свободна, у них тоже работы хватает. В текущих условиях приняли такое решение, у меня к нему претензий, нареканий нет, здравый смысл не нарушается. Когда мигрантов приговаривали к выдворению, было два варианта. Первый — самостоятельный выезд, то есть ему говорили о том, что в течение десяти дней он обязан покинуть Российскую Федерацию, и он покидал. Либо если он до этого уже, грубо говоря, был выдворен, но не покинул, то есть злостный нарушитель, тогда уже его помещали в спецприемник, оттуда принудительно выдворяли. Поэтому принципиальную разницу я вижу только в реестре, но тут в чем сложность? Реестр — это технически большая, сложная штука, пока он не будет сделан, говорить о том, что это все будет работать, мы не можем. Есть в том числе скептики, которые говорят, что сейчас технической возможности нет, еще что-то. Как только будет готова техническая составляющая, можно уже какие-то методические рекомендации и указания спускать на землю, чтобы сотрудники уже начали их выполнять, а пока что реестра нет и выполнять нечего. Сам по себе закон — это хотелка, как должно быть, утвержденная властными органами. Но помимо того, что нужно принять закон, нужно сделать все для того, чтобы он работал, и на данном этапе у нас нет какой-то практики».
С ним согласна управляющий партнер компании BLC, эксперт по трудовому и миграционному праву Елена Балашова:
Елена Балашова управляющий партнер компании BLC, эксперт по трудовому и миграционному праву «В настоящий момент, если мы исходим из самого текста законопроекта, не понятна ни процедура, ни порядок, ни полномочия органов МВД по действиям в данном режиме. Однако да, данный миграционный режим предполагает дополнительный контроль, точнее сказать, наблюдение органами власти, органами полиции за миграционными основаниями и мигрантами на территории РФ. Здесь включается не только контроль за их геолокацией, за их местом проживания, но и в целом предполагается ряд дополнительных запретов. То есть эти граждане лишаются других прав, которые им были бы положены в рамках их легального статуса на территории РФ, такие как, например, изменять место жительства, место своего пребывания, регистрировать юридические лица, становиться индивидуальными предпринимателями, регистрировать браки, покупать и продавать недвижимость. Есть даже ограничения по снятию наличных средств. И здесь мы предполагаем, что полномочия МВД будут существенно расширены, так как данный режим связан с наблюдением и контролем. Например, банки получат право отказывать таким мигрантам, которые находятся в данном режиме высылки, в открытии банковских счетов и осуществлении каких-либо банковских операций. Это за них будет делать само МВД или каким-то образом влиять на решение банка, но банк будет наделен дополнительными полномочиями. На мой взгляд, этот режим высылки может стать управляемым и рабочим инструментом для того, чтобы все-таки не предпринимать сразу категоричных решений по депортации, а дать возможность тем иностранцам, которые пропустили срок, не вовремя обратились за продлением, но имеют какие-то иные основания оставаться в стране, остаться, но при этом находиться под контролем государства, исполнительных органов, чтобы не было беспредела, чтобы они не шастали, где хотели, не совершали какие-то правонарушения».
Кроме того, законом сокращаются сроки временного пребывания мигрантов в России. Если сейчас они могут находиться в стране не более 90 суток в течение полугода, то теперь мигрант сможет находиться в стране 90 дней в течение года.