Трамп рассказал подробности телефонного разговора с президентом Украины

Обновлено в 20:05

Трамп рассказал подробности телефонного разговора с президентом Украины
© BFM.RU

Дональд Трамп раскрыл детали своего телефонного разговора с президентом Украины Владимиром Зеленским. Сказал, что дал ему понять, что «эту войну* не выиграть». При этом бывшие советники экс-президента сообщили, что у него на Украину другие планы.

В интервью Fox News Трамп рассказал, что 19 июня Зеленский позвонил ему сам. И в ходе разговора он сказал украинскому президенту: «Надо покончить с этой войной*. Перед вами военная машина... Они победили Гитлера и Наполеона».

Трамп вновь возложил ответственность за начало спецоперации на Украине на Байдена. И напомнил, что при нем такого не было. Но бывший госсекретарь США при Трампе Майк Помпео и советник предвыборного штаба экс-президента 2016 года Дэвид Урбан в колонке The Wall Street Journal напоминают, что именно при Трампе Киев активно начал получать американское оружие.

По их словам, в случае победы Трамп может предоставить Украине ленд-лиз на 500 млрд долларов, снять ограничения на использование западного оружия, принять Киев в НАТО и ужесточить санкции против России. Стоит отметить, что оба — и Помпео, и Урбан — сейчас не в команде Трампа.

Комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

Федор Лукьянов председатель президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Сейчас самое правильное — это не обращать внимания на тот поток высказываний, которые изрыгают кандидаты в президенты США, а еще в большей степени те люди, которые как бы с ними связаны, но степень их полномочий совершенно не очевидна. Кто будет в США, совершенно непонятно. Трамп, позиция его общеизвестна, что войны этой быть не должно, она всем мешает, поэтому надо принудить стороны перейти к переговорам. Да, он полагает, что переговоры будут на основе той ситуации, которая сложилась, и в этом, наверное, он ближе к тем позициям, которые высказывает российская сторона. Но в основном я думаю, что никакого четкого плана у него нет, кроме таких общих пожеланий, что если пригрозить Украине прекращением помощи, а России, наоборот, наращиванием помощи Украине, то тогда обе стороны закончат конфликт. Насколько это реально, никто не знает. Что касается высказываний Помпео и его соавторов в статье, то здесь нет никаких свидетельств, что это хоть как-то отражает точку зрения Трампа. Помпео не фигурирует пока, по крайней мере в качестве человека, который может занять какую-либо должность в его администрации, не очень понятно, какая это может быть должность после того, как он уже был госсекретарем. Должности его масштаба ничего нет, кандидатом в вице-президенты он не стал. Помпео, как и его соавтор, являются фигурами, связанными с Украиной материальными отношениями, поэтому их предложения полностью отвечают запросам Украины. Обсуждать всерьез это как некую позицию Трампа нет смысла. А что в итоге получится, если Трамп все-таки победит, мне кажется, что этого не знает никто, включая его самого. То есть ситуация настолько сложная, что она выходит за пределы той схемы мышления, которая есть у Трампа относительно международных дел. Подход его известен, он считает, что все решают деньги, и если их правильно применять, то все можно решить. В бытность его президентом он именно так пытался подойти к вопросу Северной Кореи, сделал большую ставку на это, ничего не вышло вообще. Ситуация российско-украинская уж точно не проще, чем ситуация на Корейском полуострове, поэтому фантазировать, что он может сделать и что будет дальше происходить, я не вижу вообще никакого смысла».

В отличие от Джо Байдена или, например, Хиллари Клинтон, Трамп не является профессиональным политиком, пэтому, как он себя поведет, сейчас сказать невозможно, отмечает профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:

Андрей Коробков профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси, доктор экономических наук «В том и штука, что Трамп не говорит и не действует штампами. О Байдене можно было за десять лет до события сказать, как он будет себя вести, чего он будет хотеть, с Трампом все это сложнее. Но надо учитывать, что Трамп, когда пришел в Белый дом в 2016 году, натолкнулся на сопротивление не только демократов, но и большинства республиканцев, представителей традиционных элит, в том числе консерваторов, которые хотели проводить классическую линию, весьма милитаристскую, поддерживать высокий уровень напряженности. Трамп начал менять эту линию, сдвигать страну в сторону изоляционизма, что вызвало жесточайшее сопротивление того, что называется глубинным государством, прежде всего бюрократии. Сейчас происходит нечто подобное, все гадают, в том числе республиканцы, в том числе его окружение, какова будет политика Трампа, в том числе по НАТО и Украине, и пытаются сдвинуть его в определенном направлении. Помпео — классичекий неокон, он работал на Трампа, но он выражал интересы классического политического истеблишмента и военно-промышленного комплекса. Они бы хотели, чтобы Трамп действовал по тем же лекалам, но вот чего хочет Трамп в конечном итоге, сказать очень сложно. С одной стороны, он хочет резко снизить расходы на оборону союзников, заставить их расходовать больше средств на свою оборону, и не только средства, а просто участвовать в процессе на всех уровнях, включая логистику. Поэтому, естественно, сейчас и в рядах союзников по НАТО, и в рядах тех, кто поддерживает жесткую линию по Украине, имеет место определенная паника, но, как поведет себя Трамп, сейчас сказать сложно. С одной стороны, он заявляет, что он легко и быстро добьется перемирия, с другой стороны, он как человек, который всегда хочет выйти победителем, может оказаться и сторонником жесткой линии. Но самое любопытное в том, что сейчас происходит, это то, что возникла редкая ситуация, когда Байден становится непредсказуемым, ему остается меньше полугода быть президентом и он хочет оставить свой след в истории. Он об этом абсолютно откровенно говорит, а какой след, пока неясно — хочет он еще более усилить конфликт или хочет выступить в роли миротворца, каким он пытается сейчас стать в конфликте в Газе, пока неизвестно. Но все остальные игроки, которые тоже пытаются угадать и действия Байдена, и потенциальные действия Трампа, пытаются маневрировать и оказаться на выигрышной стороне, каково бы ни было окончательное решение. И вот начинаются такие гадания, и статья The Wall Street Journal является отражением и этих гаданий, и одновременно попыток как-то продавить определенную политическую линию».

Business FM обсудила заявления Трампа с политологом Георгием Бовтом:

— Если переводить на простой человеческий язык эту яркую риторику, что она означает?

— Если дословно перевести, то она означает «сдавайтесь». Однако, если Трамп придет к власти, тональность разговора может и поменяться. Трамп — эмоциональный человек и очень часто менял свою позицию по разным вопросам, поэтому как он поведет себя, если он окажется в Белом доме, до конца предсказать трудно. Да, он откровенный скептик по украинскому вопросу. Да, он сторонник не разбрасываться деньгами в пользу Киева. Но тем не менее есть конгресс, где большое единодушие по поводу России и по поводу Украины. Там не столько за сокращение помощи Украине, сколько за контроль над этой помощью. Кроме того, антироссийский консенсус конгресса и при Трампе никуда не денется, поэтому какие-то шаги навстречу России будет трудно законодательно провести. Например, есть запрет на отмену санкций без согласия конгресса, этот закон был принят еще при Трампе. Так что все может оказаться гораздо сложнее, чем разговоры о Гитлере и Наполеоне.

— Хорошо. Заявления, которые сделал вроде бы глава украинского МИД Кулеба в Пекине, мы, конечно, их знаем в интерпретации пресс-секретаря китайского МИД, но про готовность Киева к переговорам, не является ли это еще одним событием в этой череде?

— Конечно, является, там есть оговорка: мы-то готовы, мол, к переговорам, но, дескать, Москва не готова к переговорам.

— Хорошо, что может случиться, как Москва вдруг станет готова к переговорам?

— Я до ноября не вижу такой возможности. В зависимости от того, как сложится ситуация с американскими выборами и как сложится ситуация [по спецоперации].

— А что касается заявлений бывших членов команды Трампа, которые как раз говорят о том, что Трамп может на самом деле дать Украине огромные деньги, возможность обстреливать российскую территорию, этому можно верить или это некая провокация и внутривидовая борьба?

— И то и другое может быть. То, что он может впопыхах дать разрешение на обстрел российской территории, это я допускаю вполне. То, что упомянутая сумма, 500 млрд долларов на ленд-лиз, — это несусветные деньги. При Байдене был принят закон о ленд-лизе еще в 2022 году, кажется, но где-то потолок в десять раз меньше, он еще толком не разморожен. А этот ленд-лиз, да, может быть разморожен и при Трампе, закон-то уже есть о ленд-лизе.

Сегодня Еврокомиссия объявила о выделении для Украины первого транша в 1,5 млрд евро с доходов от заблокированных российских активов. При этом Киев не получит сумму напрямую, деньги уйдут в фонд мира на компенсации странам ЕС за оружие.

Отдельная передача доходов с замороженных активов ЦБ готовится на уровне G7. Ожидается, что до конца года Киев сможет получить около 50 млрд долларов в форме кредита. Как заявил еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони, решение может быть согласованно уже в октябре. В Кремле решение ЕК назвали поводом для продуманных действий Москвы.

* Минобороны РФ подчеркивает, что речь идет о специальной военной операции.