Негативная реакция Евросоюза на принятие в Грузии закона "О прозрачности иностранного влияния" была ожидаема, ведь западные лидеры всячески отговаривали от этого шага правящую партию "Грузинская мечта — Демократическая Грузия". С момента внесения инициативы в парламент в начале апреля текущего года и до окончательного принятия закона в середине мая в Тбилиси проходили массовые акции протеста, а европейские политики предупреждали о том, что интеграция Грузии в ЕС может пострадать.
В свою очередь лидеры правящей партии хладнокровно продвигали инициативу от чтения к чтению и негодовали от того, что похожие законы без какой-либо критики принимаются в Европе (да и по всему миру). Тем временем грузинская версия лишь обязывает финансируемые из-за рубежа неправительственные организации и СМИ представлять ежегодные декларации о доходах. В итоге все остались при своем мнении и поступили по-своему: парламент принял закон и преодолел вето президента Саломе Зурабишвили, а Евросоюз заявил о приостановке процесса вступления Грузии в ЕС.
Заявления Евросоюза
Конкретные решения со стороны Евросоюза в отношении Грузии ожидались 27 июня на саммите сообщества в Брюсселе. За три дня до его начала верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что двери объединения будут закрыты для Грузии, если ее правительство продолжит свой нынешний курс. По его словам, Брюссель готов также лишить Тбилиси финансирования и поставок по линии Европейского фонда мира.
Что же до самого саммита, то по его итогам лидеры европейских стран приняли совместное заявление, четыре абзаца которого посвящены Грузии. Евросовет назвал закон об иноагентах отступлением от рекомендаций, данных Еврокомиссией при присвоении Грузии в декабре 2023 года статуса кандидата в члены ЕС. В заявлении подчеркивалось, что Тбилиси развернул свой путь и это ведет к остановке процесса интеграции в ЕС.
Для большей конкретики 9 июля посол ЕС в Грузии Павел Герчинский четко сказал о том, лидеры стран Евросоюза на прошедшем саммите приняли решение о приостановке интеграции Грузии. Также он сообщил, что Евросоюз замораживает €30 млн, которые планировалось направить Минобороны республики. По словам дипломата, прямая поддержка правительству Грузии сократится, при этом деньги будут перенаправляться неправительственным организациям и СМИ. То есть ЕС не просто финансово наказывает власти Грузии за принятый закон, а еще и направляет деньги тем, в отношении кого этот закон был принят.
Отдельно о прекращении финансовой поддержки заявила Германия. По словам посла ФРГ в Тбилиси Питера Фишера, Берлин пересматривает свои отношения с Грузией и не будет брать новых финансовых обязательств перед ней.
Власти Грузии сдержанно отреагировали на подобные заявления. Глава МИД Илья Дарчиашвили назвал решение ЕС о заморозке военной помощи непонятным, а по словам премьер-министра Ираклия Кобахидзе, оно вызывает сожаление и не соответствует ожиданиям Грузии.
Комментарий Кобахидзе касался не только Евросоюза, но и недавнего решения США перенести на неопределенный срок совместные военные учения "Достойный партнер — 2024" (Noble Partner), которые должны были пройти в Грузии с 25 июля по 5 августа. Отношения Тбилиси и Вашингтона также заметно подпортились с момента принятия закона об иноагентах. Ранее США ввели визовые санкции против десятков граждан Грузии, включая членов правительства, парламента и их родственников, а также правоохранителей. При этом в грузинском руководстве выражают надежду на перезагрузку отношений с американской стороной, так как Соединенные Штаты остаются одним из "главных стратегических партнеров" республики.
Несмотря на всю серьезность последних заявлений Брюсселя и Вашингтона, премьер-министр оптимистично расценивает перспективы Грузии. В комментарии журналистам 13 июля он выразил уверенность, что вхождение страны в Евросоюз вполне реально к 2030 году. По его словам, прогресс будет и в отношениях с США — уже к началу следующего года они существенно изменятся в лучшую сторону.
В ожидании выборов
Обострение отношений с Западом и угроза евроинтеграции были главным аргументом для тысяч граждан Грузии, протестовавших против закона об иноагентах. Несмотря на заверения правящей партии в том, что документ нужен для прозрачности и в его содержании нет ничего крамольного, Евросоюз считает его недемократичным. Европейские политики не приводят доводов, какая именно часть закона нарушает права человека, но, вероятно, они опасаются того, что он положит начало репрессиям в отношении неправительственного сектора и оппозиционных СМИ. Доказательств зловещего плана "Грузинской мечты" нет, поэтому на протестах звучали лишь призывы не принимать закон, в противном случае дорога в ЕС будет закрыта. А это та самая красная тряпка, которая выводит граждан на улицы.
Но в Тбилиси уже больше месяца нет акций протеста, хотя случилось именно то, чего все так боялись: процесс интеграции в ЕС официально приостановлен. Дело не только в том, что страна этот месяц жила футболом и переживала за национальную сборную на чемпионате Европы — в Грузии начался предвыборный период. Оппозиционные политические силы решают, в какой конфигурации пойдут на выборы 26 октября, некоторые противники правящей партии уже заявили об объединении. Главный посыл, звучащий из уст лидеров оппозиции, — будущее страны будет решаться на выборах. Об этом же регулярно говорит и президент Зурабишвили, которая явно пытается консолидировать оппозицию вокруг идеи смены власти и даже предложила план реформ на случай формирования по итогам выборов коалиционного правительства.
По сути, европейские лидеры также концентрируются сейчас не на том, что "Грузинская мечта" должна отменить принятый закон, а на призывах провести "честные и справедливые выборы", обеспечив наблюдение со стороны партнеров. В частности, именно этому посвящен один из четырех абзацев заключения саммита Евросовета от 27 июня. А в недавно принятой Парламентской ассамблеей (ПА) ОБСЕ Бухарестской декларации звучит призыв к наблюдателям с особым вниманием следить за предстоящими выборами в Грузии для выявления возможных нарушений как в день голосования, так и задолго до него.
Таким образом сейчас Грузия на этапе между полученным в декабре 2023 года статусом кандидата в члены ЕС и открытием переговоров о вступлении в союз, которое ожидалось в конце текущего года. Для перехода на новый уровень, где уже находятся Украина и Молдавия, Грузии определили девять шагов, среди которых поддержка гражданского общества и проведение честных парламентских выборов. Пресловутый закон об иноагентах, по мнению Евросоюза, несовместим с рекомендациями ЕС, и неясно, как будет складываться дальнейшая европейская интеграция Грузии, если "Грузинская мечта" вновь победит на выборах и у наблюдателей не будет существенных претензий к качеству избирательного процесса. Если же в Грузии впервые после 2012 года произойдет смена власти, закон об иноагентах наверняка будет отменен, что приведет к перезагрузке отношений с США и ЕС.