Войти в почту

Туманный премьер: в Лондоне сменился глава кабинета министров

По итогам прошедших 4 июля досрочных парламентских выборов в Британии абсолютное парламентское большинство получила лейбористская партия — 396 из 650 мест. Поражение правящей консервативной партии (тори), у которых осталось только 104 места, означает уход с поста премьер-министра Риши Сунака, о чем он и заявил сразу после голосования. Его сменит лидер лейбористов Кир Стармер, который будет формировать новый кабинет министров. Как повлияет это на отношения Туманного Альбиона с другими странами, включая Россию, чем был вызван досрочный характер выборов в британский парламент, и кем в большой политике станет новый британский премьер Стармер? На вопросы «Парламентской газеты ответил первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.

Туманный премьер: в Лондоне сменился глава кабинета министров
© Парламентская газета

- Владимир Михайлович, как прокомментируете первое за много лет и сокрушительное поражение тори на выборах?

- Это, считаю, закономерный итог правления консерваторов в Британии. Плачевный итог. Знаете, после правления Маргарет Тэтчер, которая была действительно большим политиком, каждый следующий премьер Британии от консерваторов был все слабее и слабее. Джеймс Кэмерон, Тереза Мэй, Борис Джонсон, Лиз Трасс, Риши Сунак — порой было непонятно, откуда они вообще взялись в большой политике? Иногда видя, какие заявления делают тот или иной глава британского кабмина, создавалось впечатление, что премьеров набирают из «двоечников», которые не знают даже азы работы парламента и исполнительной власти.

- Как итоги парламентских выборов могут повлиять на отношения Британии с Европой и США, на отношения Лондона с Россией?

- Кардинально в политике Лондона почти наверняка ничего не изменится. Спецслужбы — контрразведка Ми-5 и внешняя разведка Ми-6 очень четко следят за политическим барометром настроений в стране, за всеми внешнеполитическими шагами Великобритании, планируют различные операции. А что касается самого правительства, то не думаю, что лейбористы, несмотря на свои левые взгляды, кардинально смогут что-то поменять в британском курсе: также будут поддерживать участие страны в НАТО, также будут поддерживать Киев. И, соответственно, не стоит ожидать улучшения отношений Лондона с Москвой.

- Выборы были досрочными — чем это вызвано на этот раз?

- Начнем с того, что именно по итогам парламентских выборов в Великобритании назначается премьер-министр. А Сунак был откровенно слабым премьером, слабым политиком и вообще, считаю, случайно занял этот пост, просто вовремя попав в партийные списки, не будучи лидером своей партии. Отмечу, что он был ярым русофобом и не скрывал этого.

Но главную причину проведения досрочных выборов в британский парламент вижу в другом — это снижение уровня жизни внутри страны. Цены на жилье сильно выросли, уровень здравоохранения, наоборот, падает. Британцы недовольны и считают, что ими неправильно руководят в правительстве. Думаю, что Сунак знал, что проиграет, и сам был рад уйти. Маловероятно, что он вообще останется в политике. Скорее всего, поедет отдыхать в США к своей жене, очень богатой женщине.

- Что скажете о его сменщике Кире Стармере?

- Пока о нем мало что можно говорить определенно, это пока «темная лошадка». Он хороший семьянин, раздает «правильные» обещания населению. Но это общие слова, да и Стармеру рано пока что делать какие-то громкие заявления — надо сначала осмотреться. В частности, надо выслушать, что скажет «старший брат» Вашингтон. Думаю, по первым его шагам станет ясно, кем Стармер хочет стать — национальным лидером или послушным исполнителем воли Вашингтона.