Перетягивание Казахстана: Должна ли Москва ревновать Астану к Пекину

З июля в столице Казахстана начнется саммит ШОС, а 2 июля в Астану с официальным визитом прибыл руководитель Си Цзиньпин. Президент Касым-Жомарт Токаев встретил председателя КНР у трапа самолета, а по краям ковровой дорожки стояли дети с флажками и пели песню на китайском языке.

Перетягивание Казахстана: Должна ли Москва ревновать Астану к Пекину
© Свободная пресса

Товарища Си тронул такой тёплый приём, и он не скупился на любезности, обращаясь и к Токаеву, и к народу Казахстана. Он заявил, что за 32 года с момента установления дипломатических связей китайско-казахстанские отношения выдержали испытания временем и международной турбулентностью. По его словам, многовековая дружба между народами двух стран позволяет создать образец отношений между соседями в духе взаимной помощи, обоюдной выгоды и совместного процветания.

– Еще 2 тысячи лет назад нас тесно связал Великий Шелковый путь, положив начало дружеским контактам между нашими странами. Я и президент Касым-Жомарт Токаев обстоятельно обменяемся мнениями по вопросам развития двусторонних отношений и всестороннего сотрудничества, по международной и региональной повестке, представляющей общий интерес, наметим новые планы для дальнейшего развития вечного всестороннего стратегического партнерства Китая и Казахстана, – сказал Си Цзиньпин.

Должна ли Россия беспокоиться по поводу столь тесного сближения КНР и Казахстана? На это вопрос «Свободной Прессы» ответил китаевед, директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.

«СП»: Алексей Александрович, у Москвы есть повод для ревности, глядя на теплые отношения товарища Си и Токаева?

– Конечно. У Китая огромные интересы в Казахстане, и Си Цзиньпин заходит туда с точки зрения общности судьбы. Он пробрасывает мостик между странами на 2 тысячи лет. В то время как Россия может говорить лишь о паре столетий – со времён поздней царской России.

Си говорит о единых торговых путях, его «Один пояс – один путь» – это – Великий Шелковый путь в современном варианте. У Китая очень большой интерес связан с большим строительством транспортной инфраструктуры в Казахстане. Пекин хочет не только инвестировать в строительство, но и потом взять эту инфраструктуру на обслуживание своими управляющими компаниями.

Второй интерес Китая связан с энергетикой. У Казахстана есть уран и нефть, и Пекин хочет, чтобы казахи стали надежными поставщиками этих ресурсов. Что качается добычи и переработки урана, то речь идёт о создании совместных предприятий.

Кроме того, Китай заинтересован в стабильности и безопасности в Средней Азии, чтобы его новый «шелковый путь» не подвергался угрозам, и в этом смысле Пекин вкладывает большие надежды в Астану.

«СП»: Россия рискует оказаться где-то на периферии этой дружбы КНР и Казахстана, третьей лишней?

– Есть и такая опасность, но надо понимать, что многие жители и даже политики Казахстана боятся Китая. Боятся, что КНР их захватит. В то время, как России они не боятся совершенно. И это для нас очень хорошо.

Поэтому Казахстан ни за что не станет класть все яйца в китайскую корзину. Более того: чем выше будет темп взаимодействия с КНР, тем выше он будет и с Россией – для противовеса, и чтобы Казахстан чувствовал себя уверенно.

Поэтому у нас всё не так уж плохо, как могло бы показаться.

«СП»: Какое место занимает Россия в ШОС?

– Ключевое, наряду с Китаем. Пекин никогда не допустит, чтобы на передовые позиции выдвинулась Индия. Поэтому Москва и Пекин – два локомотива.

Однако мы относимся к ШОС по-разному. КНР смотрит на ШОС, как на торговую инфраструктуру с высокой степенью безопасности. Для него это в первую очередь коммерческий проект. Не случайно Пекин неоднократно предлагал создать банк ШОС и фонд ШОС.

Задача Китая – замкнуть «пояс и путь» и ШОС в один проект.

А для России ШОС – это прежде всего структура обеспечения безопасности: как сырьевой, продовольственной, так и антитеррористической.

«СП»: Как распределяется коммерческая выгода от работы ШОС в Средней Азии между Россией и Китаем?

– Я думаю, что 60% выгоды за Китаем. Россия на втором месте, но она пока и не ставит на первое место такую цель, как извлечение большой выгоды.

«СП»: Белоруссию принимают в ШОС. Зачем она нужна странам-участницам, в том числе – Китаю?

– Это нужно только России и Белоруссии. Единые инфраструктурные требования, уменьшение барьеров для Белоруссии, коллективная безопасность. Для остальных стран участие Белоруссии не обязательно, но поскольку к России в ШОС относятся с уважением – Белоруссию примут.