Нападение палестинской группировки ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года сильно ударило по интересам США и поставило под угрозу израильские отношения с лояльными Вашингтону ближневосточными режимами. Сейчас американское руководство пытается урегулировать конфликт в секторе Газа таким образом, чтобы сохранить свое региональное влияние, во многом определяемое его местными союзниками.
Продолжающаяся в ответ на вылазку ХАМАС израильская операция в секторе Газа, стоившая палестинцам десятков тысяч жертв, вызывает растущее осуждение в мире. Что ставит в крайне неудобное положение Вашингтон, на который как союзника Тель-Авива арабо-мусульманский мир возлагает вину за "палестинский геноцид". Ведь, казалось бы, США могут легко одернуть Израиль.
И Вашингтон пытается урегулировать конфликт, использовав как посредников в переговорах с ХАМАС имеющие на него влияние страны. Это при необходимости позволит переложить на них ответственность за неудачу. Речь в том числе идет о другом региональном союзнике США — Египте, откуда прежде сектор Газа получал большую часть необходимых ей грузов.
Еще 6 апреля президент США Джо Байден предложил Египту убедить ХАМАС освободить израильских заложников и пойти на перемирие с Тель-Авивом. Однако к началу мая переговоры зашли в тупик. Египет обвиняет в этом Израиль, начавший операцию в Рафахе с целью добить ХАМАС. Это привело к блокаде юга сектора Газа, прекращению его снабжения жизненно необходимыми товарами и срыву обсуждений перемирия.
В результате после гибели на границе в перестрелке с израильтянами в конце мая двух египетских военных обострились отношения между американскими союзниками — Египтом и Израилем.
В связи с этим США опасаются краха своего влияния, выстраиваемого десятилетиями, на Ближнем Востоке. Ведь действия Тель-Авива угрожают заключенному в 1979 году историческому миру Израиля и Египта, окончившему эпоху крупных арабо-израильских войн, при существенной роли Вашингтона. С тех пор при патронаже США былые враги Каир и Тель-Авив стали союзниками в оборонно-разведывательной сфере против исламистов и третьих стран. Однако нынешний кризис ставит под вопрос сохранение этого союза.
Особое негодование Каира вызвал захват Израилем в ходе операции в Рафахе Филадельфийского коридора, буферной зоны между Египтом и сектором Газа. Это расценивается Египтом как нарушение мирного договора 1979 года, ограничивающего количество размещаемых в данном районе войск и вооружений. Что, в свою очередь, подпитывает напряженность в отношениях США с Египтом, поскольку подобные действия Израиля, мол, санкционирует Вашингтон. Так, официальный представитель Пентагона Джон Кирби открыто признал, что "США были в курсе данного замысла Тель-Авива, нацеленного на эффективную атаку против ХАМАС".
Для устранения напряженности и "разъяснения" своих действий США направили в Египет дипломатов и представителей спецслужб. Однако Каир считает это произраильской игрой Вашингтона, нацеленной на забалтывание проблемы.
При этом США выдвигают к Египту контрпретензии, критикуя Каир за нарушение прав человека на Синайском полуострове, а именно местных бедуинов.
Египетская же элита видит в этом черную неблагодарность Вашингтона. Ведь критику США вызвала борьба Каира на Синае против джихадистов, занимавшихся контрабандой в секторе Газа и Израиле. Это не помешало США и Израилю обвинить Египет в содействии контрабандному ввозу оружия ХАМАС через свою территорию в секторе Газа. Одновременно американский Сенат предложил Каиру "восстановить расположение США признанием своих "исторических недостатков" в секторе Газа отказом от сдерживания войны Израиля против ХАМАС и остановкой потока оружия в Рафах".
В этом Каир видит явно противоречивое отношение США к борьбе с терроризмом. Египет еще в 2020 году обнародовал документы, согласно которым он разрушил более 3 тыс. туннелей, а в мае 2024 года появилась информация по 2 тыс. туннелей, ведущих в сектор Газа — по которым перевозилось более половины получаемых ей грузов. Это уже вызвало осуждение Каира ХАМАС.
Среди прочего египетских военных раздражает урезание США помощи Египту, оказываемой с 1979 года как бонус за сохранение союза. В этом Каир видит попытку своей дрессировки Вашингтоном за осуждение действий Израиля. Все это накладывается на подозрения египетской элиты относительно стремления США сменить фактически правящих в Каире недемократических военных. Речь о событиях "арабской весны" 2012 года, когда в результате народных волнений к власти пришла исламистская ассоциация "Братья-мусульмане" (запрещена в РФ) во главе с Мохаммедом Мурси. Египетские военные считают, что США тогда предали их, своих старых союзников, поменяв на исламистов. Однако в 2013 году министр обороны Абдель Фаттах ас-Сиси сверг "братьев", восстановив военную управленческую традицию страны. Что опять-таки не нашло одобрения у Вашингтона.
Также стоит отметить, что египтян не раз возмущало обращение с ними США как с союзниками второго сорта на фоне привилегированного положения Израиля, в отличие от них получающего самое современное оружие. В этом Каир усматривает стремление Вашингтона сохранить военное преобладание Израиля в регионе.
Египет, в свою очередь, поддерживает иск ЮАР против Израиля о геноциде палестинцев в Международном уголовном суде. А президент страны ас-Сиси словно настраивает союзников Вашингтона против Израиля, обвинив его на последнем саммите Лиги арабских государств в Бахрейне в "уклонении от прекращения огня". При этом Каир заблокировал отправку через свою территорию американской помощи в секторе Газа. Чем едва не сорвал усилия США как гаранта недопущения возникновения там голода в условиях израильской блокады. На мой взгляд, Египет намеревался продемонстрировать Соединенным Штатам свою значимость и влияние на Газу. Вкупе все это явно угрожает планам США по осуществлению ближневосточного урегулирования.
Однако после состоявшегося в начале июня разговора с Байденом ас-Сиси, несмотря на критику министра обороны Мухаммеда Ахмеда Заки, выступавшего против таких уступок Вашингтону, согласился снять ограничения по транспортировке помощи. Что помогло США сохранить лицо.
Сложности для США усугубляются действиями Израиля. Так, его руководство заявило о намерении не допустить возвращения сектора Газа под палестинское руководство, создания, согласно резолюции Совбеза ООН, в Палестине Арабского государства и допустило депортацию населения сектора Газа. Тем самым, по мнению бывшего директора миссии USAID в Палестине Дэйва Хардена, Тель-Авив готовится к длительной оккупации сектора, намереваясь обезопасить его для себя в будущем.
Египетский МИД критикует эти планы и называет "зверствами… попытки вытеснения мирных палестинцев из Газы". Подобная оценка вынуждает США успокаивать Каир. Так, в мае Джо Байден заверил Египет, что намерен "противодействовать" этому.
Волнение египетских военных в данном случае вызвано тем, что ХАМАС — палестинский вариант "Братьев-мусульман", их кровных врагов по борьбе за власть в Египте, которые жаждут реванша. Каир беспокоит перспектива прорыва на его территорию хамасовцев и возрождения джихадистского мятежа на Синае, против чего ас-Сиси боролся последние 10 лет.
Израильские же источники обвиняют ас-Сиси в лицемерии и зарабатывании денег на переправке палестинцев в Египет. В частности, речь идет о занимающейся этим компании Hala Consulting and Tourism Services, принадлежащей влиятельному бизнесмену из окружения президента Ибрагиму аль-Арджани. Сообщалось, что на 25 апреля в Египет уже прибыли до 100 тыс. палестинцев, спасающихся от израильских ударов, и число их растет.
В результате, по мнению директора-основателя египетской программы Института Ближнего Востока Миретта Мабрука, "сейчас между Египтом и США отсутствует доверие". Отношения их рискуют зайти в тупик. Причем Вашингтон дает Каиру понять, что не пойдет у него на поводу против Израиля. А Египет не желает договариваться с Израилем на американских условиях.
Однако Каир не может разорвать связи с Вашингтоном и отказаться от его помощи, которая остается серьезной — ежегодно она составляет $1,3 млрд. Египту тем временем не хватает средств даже для обеспечения себя продовольствием — для его закупки и решения других неотложных проблем в марте Египет взял порядка $16 млрд кредитов у МВФ и ЕС. За 10 лет власти ас-Сиси внешний долг страны достиг $164 млрд, что почти вчетверо превышает сумму внешних обязательств в начале его правления.
Подобная ситуация обусловлена обвалом в последние месяцы и годы основных отраслей египетской экономики. Туризм не восстановился после пандемии COVID-19. Также доходы страны существенно пострадали в результате прекращения с мая 2024 года экспорта египетского газа, вызванного ростом его внутреннего потребления. Играет роль и уменьшение транзита иностранных кораблей через Суэцкий канал из-за их обстрелов йеменскими хуситами.
Полученные в этих условиях с одобрения США кредиты несколько снизили недовольство Каира. Кроме того, Египет пока не может порвать с союзником Вашингтона Тель-Авивом из-за зависимости Египта от израильского газа (раньше Каир его сжижал и отправлял на экспорт, а теперь в условиях роста внутреннего спроса вынужден тратить на собственные нужды). Израиль же, в свою очередь, не может довести ситуацию до того, что Египет вернется в стан его врагов. Ведь тогда ситуация с безопасностью грозит откатиться к эпохе крупных арабо-израильских войн. В США также понимают, что для создания эффективной модели регионального влияния, в центре которой находится Израиль, ему требуются союзники. Потому Вашингтону необходимы постоянные контакты с египетскими разведчиками и военными, в том числе имеющими связи с исламистами, включая ХАМАС. Да, в политике не все так однозначно. Соответственно, всем сторонам приходится искать друг с другом компромиссы.