Надо ехать в Швейцарию: Токаеву позвонили из Берлина и призвали "понять" Зеленского
Канцлер Германии Олаф Шольц переговорил по телефону с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым по поводу предстоящей мирной конференции в Швейцарии по Украине. Об этом сообщает официальный представитель немецкого правительства Штеффен Хебештрайт.
В ходе беседы лидеры двух стран обсудили двусторонние отношения, украинский конфликт и приглашение Швейцарии на мирную конференцию в июне.
«Федеральный канцлер подчеркнул важность максимально широкого участия мирового сообщества во встрече в Швейцарии» — отметил Хебештрайт.
Напомним. Ранее страны БРИКС отказались участвовать на высшем уровне в конференции, куда не пригласили Россию, пообещав рассмотреть возможность прислать туда некоторых чиновников. Запад, которому так важно было затащить на мероприятие как можно больше стран, теперь решил попытать счастья в СНГ.
— В идеале Запад не просто хотел бы затащить страны Центральной Азии на Швейцарскую конференцию, но и побудить их к масштабному участию в антироссийских санкциях, — считает политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Естественно, Запад не устраивает, что тесные связи Российской Федерации со странами Центральной Азии позволили Москве успешно обходить санкции, наладить параллельный импорт, сделать всё возможное для того, чтобы в России, несмотря на ошеломительное внешнее давление, не было острого дефицита товаров первой необходимости и всевозможных комплектующих.
В целом, сегодня Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, весь этот так называемый коллективный Запад начинают еще более активно работать со странами Содружества Независимых Государств, чтобы ослабить Россию экономически и таким образом побудить нашу страну к тому, чтобы выполнять прямые требования Вашингтона.
«СП»: Казахстану с этого что? Чем заманивать будут?
— На самом деле, на Казахстан уже довольно давно оказывается давление. Ни США, ни ЕС не устраивает то, что через Казахстан идет параллельный импорт в Россию.
Тем не менее, в своей внешней политике Казахстан исходит исключительно из своих интересов. Он балансирует между интересами России, Китая и Запада.
Поэтому, с одной стороны, Казахстан продолжает укреплять сотрудничество с Российской Федерацией. Но одновременно с этим Казахстан не признает российский суверенитет над новыми субъектами Российской Федерации, а также Крымом и Севастополем, и при этом частично руководствуется антироссийскими санкциями, вводимыми в отношении нашей страны с 2014 года.
«СП»: А как насчет других стран ЕАЭС и ОДКБ? Кого могут затащить? Уж Армению, наверное, точно.— В принципе, Соединенные Штаты своими собственными руками и руками ЕС пытаются ослабить позиции Российской Федерации не только в Армении, что очевидно, но и в Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане.
Судя по всему, те же структуры Сороса сегодня более внимательно смотрят и на Кавказ, и на страны Центральной Азии, как регионы, в которых необходимо ослабить позиции России для подрыва ее экономической мощи, суверенитета и независимости.
Участием представителей Центральной Азии они хотят показать, что Россия якобы изгой, что у Москвы якобы плохие отношения со странами СНГ. Запад хочет продемонстрировать что они активно работают в подбрюшье России. Центральноазиатский регион — это действительно подбрюшье нашей страны. Прошу не воспринимать этот термин в негативной коннотации. Это лишь констатация факта.
«СП»: А для нас это будет имиджевым ударом, если наши союзники приедут? Может ли Москва как-то повлиять на власти этих стран, чтобы они не ехали? Или нам все равно?— Конечно, Россия может повлиять на страны Центральной Азии в вопросе их участия или неучастия в работе саммита в Швейцарии. Тем не менее, нельзя исключать того, что какая-то из центральноазиатских стран может принять участие в этом мероприятии по согласованию с Российской Федерацией. Я говорил и повторяю: не факт, что все участники этой конференции подпишут итоговый документ, который будет презентован украинскими дипломатами.
— Характерно, что официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Хебештрайт, говоря о телефонных переговорах Олафа Шольца и Касым-Жомарта Токаева, сделал отдельный акцент на темах конфликта вокруг Украины и мирной конференции в Швейцарии, а на официальном сайте президента Казахстана в сообщении об этом разговоре обе эти темы не были упомянуты напрямую, — отмечает политический аналитик Михаил Нейжмаков.
— В казахстанском официальном сообщении упор был сделан на вопросах двусторонних отношений, экономических связей, с упоминанием про «важность координации усилий двух стран на международной арене».
И для организаторов конференции в Швейцарии, и для ее ключевых участников, безусловно, важно, чтобы круг вовлеченных в нее стран был как можно шире — ранее сообщалось, что приглашено более 160 делегаций.
Для Казахстана в рамках отношений с ведущими игроками ЕС важны инвестиции из этих государств (скажем, это была одна из основных тем для визита президента этой страны в ФРГ в сентябре 2023 года) и поддержка в лоббировании инициатив Астаны на международном уровне.
Кроме того, Казахстан неоднократно подчеркивал, что готов выступить в роли посредника в рамках российско-украинского конфликта.
Как раз недавно на EuroNews была опубликована статья Токаева, в число основных тем которой вошли инициативы по созданию в Астане Регионального центра ООН по целям устойчивого развития по Центральной Азии и Афганистана (один из постоянных тезисов в выступлениях президента Казахстана по международным вопросам), международного «ведомства, сосредоточенного на биобезопасности», а также обсуждалась тема разрешения международных конфликтов.
В рамках такой стратегии Казахстану, с точки зрения его интересов, важно не поссорится как с западными игроками, так и с Россией. Поэтому пока более вероятно, что Казахстан на этой конференции может быть представлен, но не уровне первых лиц.
«СП»: С БРИКС у них ничего не вышло – страны объединения туда направляют третьих помощников младших дворников. А страны СНГ и ЕАЭС затащат на свой шабаш?
— По БРИКС можно привести несколько примеров. По ситуации на 28 мая Китай не давал конкретного ответа об участии в этой конференции, но все же на каком-то уровне присутствие его представителей не исключено.
Также нельзя исключать, что такая роль в КНР может быть поручена, скажем, спецпредставителю по делам Евразии Ли Хуэю. А, например, Бразилию Владимир Зеленский упоминал в числе стран, от которых Киеву «хотелось бы получить ответ по этому поводу», но ранее президент этой южноамериканской страны Луис Инасиу Лула да Силва от личного участия в этой конференции отказался, так что присутствие бразильских дипломатов там не исключено, но, вероятно, не на самом высоком уровне.
Премьер Индии Нарендра Моди подтвердил участие представителей Нью-Дели в мероприятии, правда, с оговоркой, что «уровень участия будет зависеть от сроков, логистики и параллельных обязательств».
Учитывая, например, активное взаимодействие Вашингтона и Нью-Дели вполне возможно, что Индия будет представлена на этой конференции достаточно высокопоставленным лицами, хотя и не факт, что на уровне премьера.
Большинство стран СНГ, кроме России, пока не конкретизировали позицию по конференции.
Об отсутствии у этого мероприятия перспектив заявлял глава МИД Белоруссии Сергей Алейник. Выше вероятность, что на каком-то уровне на саммите будут представлены страны СНГ, ориентированные на многовекторную внешнюю политику.
Скажем, ранее Украина подчеркивала, что на конференцию приглашен Азербайджан. И, учитывая, что Баку взаимодействует как с Москвой, так и с Киевом, присутствие на этой конференции азербайджанских дипломатов не исключено.
«СП»: Насколько им важно присутствие союзников России в Центральной Азии? Зависит ли это от уровня представительства, или лишь бы кто приехал?
— Уровень представительства для организаторов явно важен. В таком ключе, вероятно, можно понимать и довольно резкую фразу Владимира Зеленского по поводу позиций государств об участии в этой конференции, что «если лидеры молчат, это еще хуже... Это говорит, что если ты молчишь, то тебя устраивает то, что сейчас происходит».
С другой стороны, обеспечить присутствие как можно более широкого круга стран, не обязательно на уровне первых лиц, явно остается для организаторов задачей-минимум.
«СП»: А самим странам региона это вообще надо? Не боятся нервировать Москву?
— Скорее, участие в конференции на каком-либо уровне будет иметь значение для стран, либо поддерживающих активное взаимодействие с Киевом, либо, возможно, готовых выступить в роли потенциальных посредников, как те же Казахстан или (если мы говорим о постсоветском пространстве в целом) Азербайджан.
«СП»: Может ли Москва как-то повлиять на власти этих стран, чтобы они не ехали? Или нам все равно?
— Вероятно, в двусторонних переговорах России с этими государствами это затрагивалось. В целом же, для Москвы важно, чтобы и круг делегаций, и уровень представительства на конференции был минимизирован.