Войти в почту

Закон об иноагентах в Грузии: взгляд из Абхазии на события

В Грузии который день идут массовые массовые протесты — поводом, как и год назад, стал до боли знакомый многим закон об иноагентах. Депутаты уже приняли его во втором чтении, после чего протестующие стали штурмовать парламент. Лето в Грузии будет жарким. Впереди будет еще третье чтение, и сторонникам законопроекта необходимо преодолеть вето президента. При этом в независимой Республике Абхазия наблюдают за ситуацией у соседей и надеются, что все закончится мирным путем.

Закон об иноагентах в Грузии: взгляд из Абхазии на события
© Daily Storm

«Мы видим по телевидению, что происходит. Не имею информации, чтобы делать однозначные выводы, — посмотрим [что будет]», — сказал Daily Storm бывший премьер-министр Абхазии Сергей Шамба.

В начале февраля президент Абхазии Аслан Бжания тоже внес в парламент республики законопроект «О некоммерческих организациях и физических лицах, выполняющих функции иностранного агента».

«У нас тоже обсуждается эта тема и похожий законопроект лежит в парламенте. В обществе такого [напряжения], как в Грузии, слава богу, нет. Как-то обсуждается — не более того», — отметил политик.

И действительно, в начале апреля оппозиция Абхазии лишь потребовала от Бжании отозвать документ. Несогласные с действующей властью призвали главу республику отказаться от этой идеи и только пригрозили созвать общенациональное собрание, если требование будет проигнорировано.

В этом году исполняется 32 года с начала войны между Грузией и Абхазией. Отделившаяся от СССР Грузия хотела сохранить контроль над Абхазией, но та стремилась к независимости. Конфликт длился почти два года и унес жизни 17 тысяч человек. Россия признала независимость Абхазии в 2008 году. Грузия до сих пор не признает независимость республики.

Бывший президент Фонда содействия развитию Республики Абхазия Виталий Лабахуа уверен: грузинские волнения никак не повлияют на соседей.

«Абхазия — суверенное государство, уже давно никакого отношения не имеет ни к Грузии, ни к грузинскому обществу. Это волнения в соседней стране, которая пытается вернуться на путь своего исторического развития с Россией, с которого Абхазия, кстати, не сходила», — говорит он.

Лабахуа убежден, что сама по себе Грузия жить не может.

«Как бы ни пытался Саакашвили переориентировать внешнеэкономические потоки грузинских товаров на страны как Запада, так и Востока, но ни Китай, ни Европа не смогли заменить тот рынок, который предоставляет Россия. Это включает и минеральные воды типа «Боржоми», и вина, и продукцию сельского хозяйства. Экономически Грузия будет интегрироваться в государства ЕАЭС и те блоки, которые формируются Россией и Китаем», — добавляет эксперт.

«Мы ни одного дня не жили в едином государстве с Грузией, которую провозгласили националисты в начале 1990-х. Все меняется, все проходит — в конце концов в Грузии уже выросло поколение людей, которые никогда в жизни не были в Абхазии», — резюмирует Лабахуа.

Интересы иностранной силы

Для тех, кто не следил за ситуацией, поясним: в начале апреля 2024 года глава фракции «Грузинская мечта» в парламенте Мамука Мдинарадзе спустя год повторно внес на рассмотрение законопроект об иноагентах. Согласно ему, неправительственные организации (НПО), более 20% дохода которых поступает из-за границы, признаются «организациями, проводящими интересы иностранной силы» и обязаны ежегодно предоставлять финансовую отчетность. 

«По оценкам западных экспертов еще десятилетней давности, в Грузии имеет место «энпэократия» (власть неправительственных организаций, НПО. — Примеч. Daily Storm). Некоторые [структуры] получают колоссальные деньги, чтобы [подорвать] интересы Грузии», — отметил в беседе с Daily Storm бывший руководитель аппарата президента Эдуарда Шеварднадзе Петрэ Мамрадзе.

Мэр Тбилиси Каха Каладзе также ранее заявил: «Прошедшие несколько недель (в которые развернулись протесты) еще раз подтвердили, что более 90% денег, выделенных для НПО, служат укреплению агентуры в Грузии».

По данным журналистов, более 100 НПО проводят в Тбилиси акцию протеста против принятия закона об иноагентах. При этом организаций, связанных с Россией, этот закон не коснется. И хотя в Грузии есть множество центров правовой защиты российских соотечественников, все организации, у которых в названии были слова «русский» или «соотечественник», получили в 2022 году письма о том, что, согласно внутренней политике банков, их счета будут закрыты.

Руководитель общественной организации «Союз русской молодежи Грузии» Александр Беженцев объяснил Daily Storm, что они остаются без всякого финансирования [даже изнутри Грузии], поэтому им нет смысла как-то комментировать происходящие события.

При чем тут Саакашвили?

Большинство сходится во мнении, что в Грузии сейчас происходит борьба за власть. Протесты — прекрасный инструмент в руках бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили (с 2021 года находится в тюрьме) и его сторонников. Дело в том, что 26 октября 2024 года в стране будут парламентские выборы, на которых последователи экс-президента не смогут преодолеть барьер в 5%.

Бывший руководитель аппарата Шеварднадзе Петрэ Мамрадзе уверен, что Саакашвили вновь пытается прийти к власти путем переворота: повторить события ноября 2003 года, когда в ходе так называемой революции роз президент Эдуард Шеварднадзе сложил свои полномочия, а Саакашвили стал править страной.

«Я знаю этот план прекрасно — план цветной революции Питера Экермана, — продолжает Мамрадзе. — В Грузии [мощные каналы] работают прямо на Саакашвили. И год назад, (когда были протесты) он лично требовал, чтобы кто-то из журналистов умер, еще лучше — чтобы погибла беременная женщина-журналист. И он прав: тогда народ [окончательно разъярится]».

Против законопроекта об иноагентах также выступила и президент Грузии Саломэ Зурабишвили: «Я наложу вето на этот закон, как это делаю в отношении других законов, которые противоречат стратегии и рекомендациям Европейского союза», — сказала она в интервью Би-би-си.

С ней солидарны протестующие: «Да — Европе! Нет — российскому закону!» — этот лозунг стал главным на протестах в Грузии, передает Би-би-си. Но Петрэ Мамрадзе считает, что суть политического конфликта никак не связана с борьбой за членство Грузии в Евросоюзе.

«Все это выдается за проевропейский путь: мол, они сейчас сражаются против русского, кремлевского закона, потому что Грузия уже одной ногой в Европе и сейчас нужно еще шажок переступить, — утверждает эксперт.

1 мая примерно 300 хорошо тренированных ребят из соответствующих НПО пришли [к парламенту], ожидая, что вокруг будет стоять полиция, рассказывает собеседник. У них все было наготове, в том числе противогазы и каски. Когда они подошли к нему, а это огромное здание, которое построено еще в 1930-х годах, — они не увидели полиции вовсе, потому что она вошла во внутренний двор и заперла железные двери. Оставили их с носом. 

Протестующие от безысходности стали бросать камни и по баррикадам, пытались пробираться через ворота.

«И надо было видеть растерянность организаторов, которые стали слоняться туда-сюда, не зная, что делать!» — добавляет Мамрадзе, отмечая, что, скорее всего, протесты продолжатся.

Реакция Запада

Впрочем, мечты о Евросоюзе и НАТО могут так и остаться мечтами в стенах грузинского парламента. 

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отказался ехать в США, поскольку его пригласили с условием, что Тбилиси приостановит спорный закон.

Ранее посол США в Тбилиси Робин Данниган сообщил, что грузинские официальные лица отклонили приглашение США обсудить стратегическое партнерство и помощь со стороны американцев.

Кроме того, две российские военные базы в Абхазии и Южной Осетии, а также планы по созданию постоянной российской военно-морской базы в Абхазии могут серьезно разубедить грузинских «друзей» из альянса.

«Никто ни в Евросоюзе, ни в НАТО не думает, что [членство Грузии] можно серьезно рассматривать», — заявил Мамрадзе.

Эксперт также уверен, что предпосылкой возмущений стал экономический бум в Грузии в 2021-2023 годах: «В Грузии такой рост пошел на душу населения — это всегда дает свободное время и возможность [для политических акций]. <…> Миллиарды лари поступили в бюджет и [благодаря России]. Торговля, туризм и то, что за последние два года немало россиян приехало в Грузию, сделало свой вклад. Они основали здесь компании, перечисляли деньги в Грузию».

]]>