Суверенитет по-грузински. Когда иноагентов много, они протестуют
Госдеп США на этой неделе серьезно разочаровал парламент Грузии. Несмотря на давление со стороны Запада, депутаты приняли в первом чтении скандальный закон об иноагентах. О суверенитете по-грузински – в сюжете специального корреспондента «МИР 24» Михаила Робакидзе.
Удар по суверенитету Грузии – в прямом и переносном смысле. На комитетских слушаниях по закону об иноагентах депутат от оппозиционной партии «Граждане» Алеко Элисашвили набросился на главу парламентского большинства Мамуку Мдинарадзе. Рукопашная продолжилась в кулуарах законодательного органа.
Горячо не только в парламенте, но и за его пределами. Активисты от оппозиции, студенты и представители неправительственного сектора всю неделю шумят перед окнами парламента. Требуют, чтобы правящая партия «Грузинская места» отозвала скандальный законопроект.
В толпе и депутат Элисашвили. После драки его даже не задержали, он пытался ворваться в здание администрации премьер-министра. «Я имел право как депутат потребовать встречи с премьер-министром. Когда я об этом сказал полиции, они повалили меня и начали топтать ногами», – отметил парламентарий.
Элисашвили в прошлом журналист. Сейчас – лидер оппозиционной микропартии, у которой в парламенте всего два кресла. Но ни Элисашвили, ни других оппозиционных депутатов во время голосования в зале заседания не было.
Первая попытка принять закон у правящей партии была год назад. Тогда на рассмотрение вынесли две версии текста – американскую и грузинскую. «Агентом иностранного влияния» признавались только неправительственные организации и СМИ. В американском варианте кто угодно. Даже физическое лицо. Если получил из-за рубежа хоть цент. В случае с грузинской версией больше 20% от общего финансирования. Но главное – это наказание. Здесь в случае уклонение штраф до 9,5 тысяч долларов. В американском законе – до 250 тысяч, а в случае повторного нарушения – тюрьма до пяти лет.
«Год назад мы отозвали закон с тем условием, что неправительственный сектор сделает прозрачным свои доходы. Но это по-прежнему черная дыра. Общественность имеет право знать, куда делись, например, 90 миллионов долларов, поступивших за последнее время из зарубежных фондов», – отмечал премьер- министр Грузии Ираклий Кобахидзе.
По версии властей, средства идут на финансирование антигосударственной деятельности: нападки на православную церковь, подрыв семейных традиций и устоев грузинского общества, пропаганду нетрадиционных отношений и даже свержение власти. У оппозиции свои доводы: «Грузинская мечта» хочет перекрыть кислород неправительственному сектору, который ее в основном и критикует. «Грузинский народ не заслужил такого отношения к себе. Власть пытается запугать людей, разговаривает с пренебрежением, принимает законы, которые отдаляют Грузию от Запада и ставят под вопрос интеграцию Грузии в европейские структуры», – рассказал председатель «Национального движения» Леван Хабеишвили.
«Сейчас по разным каналам известно, что большие деньги поступили и поступают. А почему поступают? вот в октябре выборы парламента, вот декларированные цели – отправить в небытие существующую власть и самим прийти во власть. Ведь откуда пришли «нацисты» Саакашвили – они же все были «энджэошники» и получали изрядные гранты. Конечно же, хочется проконтролировать, а те не хотят никоем образом», – отметил политолог, руководитель аппарата президента 1994 – 2004 Петре Мамрадзе.
«Энджэошники, как их называют в Грузии от словосочетания Non-governmental organization, – представители неправительственных организаций. Кстати, сегодняшние первые лица страны – и премьер- министр Кобахидзе, и председатель парламента Папуашвили, а также многие депутаты и министры – корнями из неправительственного сектора.
«Руководители организаций имеют 15 – 20 тысяч долларов в месяц или евро. Этого тоже не хочется показывать. Это же ненормальные для Грузии оклады. Об этом речь шла среди очень осведомленных людей. Вот почему появляются роскошные квартиры и машины и некоторых глав NGO», – рассказал политолог Петре Мамрадзе.
Саломе Зарубишвили на стороне оппозиции. Обвиняет правящую партию в отказе от европейского вектора.
«Грузинская мечта» уже показала свое истинное лицо. В декабре, когда Грузия получила статус кандидата в Евросоюз, они в один голос выражали благодарность Европе и обещали выполнить все рекомендации. А теперь все ясно – они сказали Европе «большое нет», – отметила президент Грузии.
«Евросоюз на данном этапе не готов к расширению. Это пока что перспектива. Если встанет вопрос о том, что нашу страну вот-вот принимают в Евросоюз, можно любой закон отменить», – подчеркнул председатель правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Гарибашвили.
Ираклий Кобахидзе уже окрестил гражданку Франции, а по совместительству президента Грузии агентом иностранного влияния номер один. Та в ответ посылает сигналы SOS в Париж, требует от Макрона отчитать руководство Грузии за закон раздора. Сама обещает наложить на него вето. Но обойти его парламентскому большинству будет проще простого.