Смена ректора Института русского языка имени Пушкина грянула как гром среди ясного неба. Тучи в виде недавнего сообщения Следственного комитета о задержании организованной группы, в которую входили в том числе сотрудники вуза и которая занималась незаконной выдачей мигрантам сертификатов о знании русского языка, истории и законов, где-то в отдалении сгущались, но внезапного увольнения Натальи Трухановской едва ли кто-то ожидал.
События пятницы, 19 апреля, в институте описывают довольно красочно — в тонах, которые обычно свойственны сообщениям о рейдерском захвате какой-нибудь фирмы. Комментарий Business FM дала пресс-секретарь Института русского языка Мария Аверина:
Мария Аверина пресс-секретарь Института русского языка «Сегодня до начала рабочего дня в здание института вошли замминистра образования РФ и неизвестный нам мужчина и потребовали немедленно для них организовать конференцию. Далее они буквально помахали перед лицом охраны и нашего советника документом якобы о назначении нового ректора, при этом официальная информация о смене ректора нигде не была опубликована, наша действующая ректор Наталья Трухановская находится в данный момент на больничном, ее никто ни о чем не уведомлял. Налицо попытка взять контроль над вузом, причем с неизвестными целями, и официально никто нигде до этого времени ничего не публиковал. У нас в институте до половины студентов — это иностранцы, и вуз реализует множество проектов в области государственной политики, касающейся русского языка в мире. И такие чрезвычайные и незаконные действия способствуют обрушению репутации русского языка в России и в мире. У нас вообще непонятно, что происходит, студенты находятся в шоке. Могу сказать, что, во-первых, проверок в Институте Пушкина не было, все работали в штатном режиме, никто из штатных сотрудников не был арестован, мы работаем с учетом всех необходимых норм. Нас протащили по всем СМИ по поводу того, что якобы здесь торгуют русским языком. Одна из обвиняемых, фамилию которой обнародовал Следственный комитет, ранее сотрудничала с Институтом русского языка на неполной ставке в качестве внешнего совместителя в дистанционном режиме. Поэтому информация, появившаяся в СМИ, была крайне преувеличена».
Днем ранее глава Минобразования Валерий Фальков провел с руководством российских вузов совещание об усилении контроля за выдачей языковых сертификатов. Что примечательно, представителей Института имени Пушкина на мероприятие не пригласили, сообщили в пресс-службе. Министр особо подчеркнул, что на ректорах профильных учреждений лежит «прямая персональная ответственность» за проведение экзаменов для иностранцев.
Не исключено, что увольнение Трухановской призвано стать наглядным примером для других руководителей. Но нормально ли снимать ректора так, как это описали в Институте русского языка? Комментирует бывший ректор МПГУ и Института открытого образования, завкафедрой МГУ, академик РАН и Российской академии образования Алексей Семенов:
Алексей Семенов бывший ректор МПГУ и Института открытого образования, завкафедрой МГУ, академик РАН и Российской академии образования «Обычная процедура, например, когда ректор достигает некоторого предельного возраста, и передача следующему ректору может происходить достаточно плавно. Происходит так, что проводятся выборы, предыдущий ректор уходит, следующий ректор становится следующим ректором. С другой стороны, иногда бывает, что произошла какая-то экстраординарная ситуация, которая, как утверждает министерство, имела место в данном случае. Ну и в этом случае бывает смена руководителя просто по инициативе работодателя, то есть по инициативе министерства. Разумеется, увольнять человека, который находится на больничном, нельзя, но часто принимаются решения, когда, с одной стороны, ректор по тем или иным причинам ушел на больничный, с другой стороны, скажем, министерство или другая вышестоящая организация считает необходимым уволить директора, ректора, это не важно, без объяснения причин. Так тоже бывает, и, пока человек на больничном, исполнение этого приказа откладывается до момента, когда человек вернется с больничного. Ну, конечно, если они просто печатают на принтере документ строгой отчетности и сотрудники учреждения допустили такое нарушение, то это серьезное основание для того, чтобы рассмотреть вопрос о соответствии руководителя организации занимаемой должности».
По итогам совещания глава Минобразования дал ряд поручений, в том числе о том, что сертифицированные вузы должны исключить из процедуры сдачи экзаменов коммерческие компании-партнеры до 1 мая. По данным пресс-службы Института русского языка, право выдавать сертификаты есть лишь у 13 профильных организаций, но проведение самих экзаменов сегодня берут на подряд около 500 частных фирм. При этом во время самой сдачи всегда должен присутствовать представитель профильного вуза, как рассказали в одном из центров помощи мигрантам в Нижнем Новгороде.
«Есть институт, он заключает с какой-то организацией договор и предоставляет им в организацию своего экзаменатора, то есть сам экзаменатор, который проводит экзамен, — это сотрудник института, у нас это сотрудник Института имени Пушкина. Их экзаменатор сидит в нашей аудитории, то есть договор дается на саму аудиторию, а не просто проходит экзамен в нашей аудитории, поэтому мы записываем, распределяем, экзаменатор проводит экзамен и отправляет уже в Москву видео с экзамена».
Новым исполняющим обязанности ректора Института русского языка имени Пушкина назначен проректор МГУ имени Ломоносова. Никите Гусеву 36 лет, в 2009 году он закончил МГУ по специальности «журналистика», затем получил степень кандидата филологических наук и ученое звание доцента.
Сертификаты о знании русского языка, истории и законодательства, чью выдачу ему предстоит контролировать, являются обязательным документом для оформления разрешения на работу, получения патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданство.