Часы преткновения: чем закончится для президента Перу "Ролексгейт"
"В отношении часов я должна признать, что было ошибкой взять их взаймы у моего друга Вильфредо Оскоримы" — так в видеообращении действующий президент Перу Дина Болуарте объясняла своим соотечественникам появление на ее запястье швейцарских часов марки Rolex стоимостью не менее $13 тыс. Браслет же, в котором внимательные журналисты разглядели изделие ювелирного дома Cartier ценой более $50 тыс., президент назвала дешевой бижутерией, которую она, мол, купила давно и отнюдь не за такие деньги.
Эти и еще многие другие вопросы интересовали перуанскую прокуратуру, которая более пяти часов допрашивала Болуарте по делу о незаконном обогащении за время ее нахождения на посту президента. Тем не менее губернатора провинции Аякучо Вильфредо Оскориму могут перевести из категории свидетелей в разряд подозреваемых. У него уже изъяли трое часов и браслет с бриллиантами. По словам адвоката политика Умберто Абанто, среди изъятого были, например, и другие Rolex Datejust, цена которых уже $20 тыс., и та самая злополучная модель Datejust, с которой была замечена президент. Согласно заявлениям юриста, эти часы Оскорима хотел подарить Болуарте на прошлый день рождения (31 мая), однако президент не приняла дорогостоящий подарок, поскольку его надо было бы включать в ее налоговую декларацию. Правда, и возвращать часы Болуарте тоже не спешила, одолжив на время.
При этом во время проведенного в доме Болуарте обыска — невиданное дело даже по меркам Перу — самих часов не нашли, а обнаружили упаковку и гарантийную карту от Rolex стоимостью именно $20 тыс. Теперь прокуратуре Перу предстоит разобраться, те ли это часы и украшения, в которых появлялась Болуарте на публике, а также определить, кому они все же принадлежат.
"За каждыми часами стоит история" — слоган Rolex здесь подходит как нельзя лучше.
Часы и не только
Разбираясь в перипетиях "Ролексгейта", можно подумать, что других проблем в Перу нет. На самом деле это далеко не так. Очередной вылившийся на публику коррупционный скандал, связанный с сомнительными делами руководства Перу, — лишь вершина айсберга.
Кресло президента досталось Дине Болуарте "по наследству". К моменту попытки роспуска Кастильо парламента она являлась вице-президентом Перу, из-за чего должность главы государства автоматически перешла к ней.
Многие эксперты сходятся во мнении, что сохранению за собой президентского кресла Дина Болуарте обязана лишь счастливому стечению обстоятельств. Они же ожидали ее досрочной отставки еще в начале 2023 года. Тогда сразу после ее вступления в должность в стране вспыхнули массовые протесты. Перуанцы, уставшие от постоянных кризисов власти, выходили с единственным понятным им лозунгом, очень точно выражающим настроения в обществе: "Пусть уйдут все". Изначально мирные протесты с требованием отставки Болуарте и проведения внеочередных выборов переросли в столкновения с правоохранительными органами и погромы. Погибло около 67 человек.
Как бы то ни было, протесты на какое-то время сошли на нет. Но это не помогло рейтингу Болуарте. Он как был на крайне низком уровне, там же остается и сегодня. Согласно данным компании Ipsos в апреле, лишь 8% перуанцев одобряют деятельность главы государства.
И все же это, видимо, не помешало Болуарте почувствовать вкус власти. Заняв президентское кресло, она обещала в сжатые сроки организовать внеочередные выборы президента — в апреле 2024 года. Но уже в июне 2023-го Болуарте заявила, что останется во главе Перу до очередных выборов, то есть завершит срок мандата бывшего президента Педро Кастильо. Недавно она сменила премьер-министра Альберто Отаролу, в отношении которого всплыли обвинения в сексуальных домогательствах. На его должность Болуарте назначила Густаво Адриансена, а также сменила шесть министров — буквально накануне голосования по вопросу вотума доверия новому правительству в Конгрессе. При этом на все должности были расставлены лояльные лично президенту политики. Как бы то ни было, но новое правительство получило поддержку парламента.
Такие отношения Болуарте с Конгрессом объясняются простой логикой. Слабый президент вполне устраивает контролируемый правыми парламент. Ведь в случае отставки Дины Болуарте неминуемо состоятся внеочередные выборы, а к ним в условиях крайней политической нестабильности и поляризованности общества вряд ли готов кто-либо с перуанской политической авансцены. Показательным в этом плане являются данные опросов общественного мнения. В марте деятельность Конгресса одобряли всего 9% перуанцев, согласно информации Ipsos. С такими показателями повторить судьбу постоянно сталкивающегося с теми или иными обвинениями президента, думаю, крайне легко.
Президентская чехарда
Тем не менее в случае, если "Ролексгейт" будет доведен до логического завершения, Болуарте вполне может повторить судьбу практически всех перуанских президентов в новейшей истории. При наличии неопровержимых доказательств против Болуарте, которые прокуратура, судя по всему, всерьез намерена предоставить, у парламентариев просто не останется иного выхода, как отправить президента в отставку (для импичмента необходимы голоса 87 из 130 депутатов).
Политическая история Перу последних лет — это история бесконечной смены власти и громкие коррупционные скандалы, отставки и судебные процессы.
Например, Алехандро Толедо, который возглавлял Перу с 2001 по 2006 год. Перуанский суд в 2017 году выдал два ордера на его арест по обвинению в получении взяток, незаконном обогащении и отмывании денег. Вот только политик к тому времени уже уехал в США, где обосновался в Калифорнии. Но в 2019 году все же был арестован по запросу об экстрадиции и в итоге выдан Перу, где сейчас в его отношении ведется следствие.
Его сменил Алан Гарсия, который занимал президентское кресло до 2011 года. Его обвинили в получении взяток от бразильской строительной компании Odebrecht. Он укрывался в посольстве Уругвая, однако был вынужден покинуть резиденцию после того, как ему было отказано в предоставлении убежища. Когда в апреле 2019 года суд вынес решение заключить его под стражу, а сотрудники прокуратуры отправились к нему домой вручить ордер, он совершил попытку суицида. Через несколько часов Гарсия скончался в госпитале Лимы.
Последний президент Перу, которому удалось удержаться в кресле до конца своего срока в 2016 году, был Ольянта Умала. Впрочем, досидеть свой срок главы государства до конца в Перу мало. Уже спустя всего лишь год суд арестовал Умалу и его жену в рамках дела об отмывании денег и организации преступного сообщества. Судебное разбирательство продолжается по сей день.
В феврале 2018 года появились сведения о том, что бразильская корпорация Odebrecht выделила $300 тыс. на поддержку преемника Умалы, ныне экс-президента Перу Педро Пабло Кучински во время его кампании 2011 года. В итоге в марте 2018-го Кучински ушел в отставку, а в апреле 2019-го был приговорен к предварительному заключению, которое затем было заменено на домашний арест и растянулось в итоге на три года. С 2022-го экс-президент ожидает судебного решения.
После отставки Кучински пост президента Перу занял Мартин Вискарра, который начал масштабные реформы в стране. Однако отношения с Конгрессом у него не задались, а в ноябре 2020 года парламент отстранил его от должности в связи с обвинениями в получении взятки в размере 2,3 млн перуанских солей (свыше $630 тыс.) при заключении контрактов на строительство больницы и еще одного объекта инфраструктуры во время пребывания на посту губернатора департамента Мокегуа в 2011–2014 годах. В феврале 2024-го Генпрокуратура Перу начала расследование в отношении Вискарры, которого заподозрила в создании коррупционной схемы.
После череды временных президентов к власти в Перу после победы на выборах 2021 года пришел Педро Кастильо. Он не обладал поддержкой в парламенте, а также сколь-либо значимым опытом госуправления. Менее чем за 500 дней во главе Перу Кастильо пять раз полностью обновлял правительство. В итоге это закончилось тем, что Конгресс решил вынести на обсуждение вопрос о "моральной недееспособности", обвинив президента еще и в коррупции. Понимая, что импичмент неизбежен, Кастильо заявил о роспуске парламента и введении в стране комендантского часа. Столь радикальный шаг мало кто оценил. Конституционный суд заявил о госперевороте, министры один за другим подали в отставку, а самого Педро Кастильо в итоге арестовали. В январе 2024 года стало известно, что прокуратура Перу запросила для бывшего президента 34 года лишения свободы по обвинению в мятеже, злоупотреблении властью и нарушении общественного порядка.
Может показаться, что политическая нестабильность уже стала своего рода визитной карточкой современного Перу, а перманентная турбулентность власти становится нормой. Похоже, что и действующей главе государства Дине Болуарте становится все тяжелее не пополнить список оскандалившихся экс-президентов.