Войти в почту

Ни левый, ни правый. Вчерашний ноунейм бросает вызов Виктору Орбану

На политической сцене Венгрии появилось новое лицо. В буквальном смысле.

Ни левый, ни правый. Вчерашний ноунейм бросает вызов Виктору Орбану
© ТАСС

Одной большой сценой в Будапеште 6 апреля стала центральная площадь Лайоша Кошута, где возвышается здание национального парламента, — визитная карточка всей страны. У его стен в середине погожего солнечного дня состоялся митинг, оказавшийся одним из самых многочисленных с 2010 года, то есть за время второго правления премьер-министра Виктора Орбана (с 1998 по 2002 и с 2010 года). По разным оценкам, собралось на него не менее 50 тыс. человек.

Удивило то, что у этой акции был, по сути, один-единственный организатор, по призыву которого так много людей вышло на улицу. Еще два месяца назад имя Петера Мадьяра было никому не известно, а сегодня оно не сходит с первых полос местных газет, звучит в программах теленовостей, упоминается в ходе парламентских дебатов. Правительство вынуждено реагировать — развернуло против него масштабную кампанию дискредитации в соцсетях и лояльных СМИ. Очевидно, ставки в игре будут расти по мере приближения выборов в Европарламент, которым власти придают особое значение и которые должны состояться в Венгрии 9 июня.

Мадьяр открыто бросил вызов правительству, обвинив его в системной коррупции и призвав к уходу в отставку премьер-министра Виктора Орбана и генерального прокурора Петера Полта. Сам новоиспеченный 43-летний политик тоже недавно ушел в отставку со всех постов, в том числе члена совета директоров крупной транспортной компании Volanbusz. Еще раньше, будучи юристом по образованию, он занимался адвокатской практикой, работал в МИД и представительстве Венгрии при ЕС в Брюсселе, возглавлял Агентство по студенческим кредитам.

Партия "ноль процентов"

10 апреля Мадьяр объявил, что подал в Национальную избирательную комиссию заявку на регистрацию партии "Уважение и свобода" для участия в выборах в Европарламент. Создать для этого свою собственную партию он не успел, претендовать на места в ЕП могут только кандидаты от тех политических объединений, которые были зарегистрированы в своих странах на момент официального объявления о выборах. Пришлось искать какую-то крышу с более-менее незапятнанной репутацией.

Подошла уже существующая, но до сих пор никому не известная партия "Уважение и свобода", созданная два года назад в Эгере небольшой группой местных чиновников и предпринимателей. В ту пору она обещала проводить "политику срединного пути как идеологически свободная правоцентристская партия", а ее популистская программа содержала идеи от трехкратного повышения пенсий до полной отмены торгового налога на основные продовольственные товары. Были в ней и более конструктивные предложения, в том числе запрет на миграцию, отмена неприкосновенности депутатов парламента и ограничение двумя сроками пребывания на своем посту высших государственных лиц. В любом случае на парламентских выборах в апреле 2022 года партия "Уважение и свобода" получила 0% голосов избирателей.

С тех пор она пребывала в состоянии анабиоза и была разбужена Мадьяром, который формально стал ее вице-председателем, а по сути — новым лидером. Каким содержанием он теперь наполнит ее программу, думаю, ему самому не очень понятно. Помимо призывов к борьбе с коррупцией и правительственной пропагандой в его выступлении на митинге 6 апреля не было ничего. Обещание "вернуть народу власть и возможность выбора" — общие слова.

Тем не менее протестная волна вполне может вынести его в кресло евродепутата, а оно наряду с неприкосновенностью, за отмену которой еще недавно ратовала его партия, даст ему солидный статус и международную трибуну. Опросы показывают, что его политическое объединение могло бы получить на выборах в Европарламент примерно 13% голосов.

"Давайте посмотрим, насколько напуганы те, кто находится у власти, и попытаются ли они помешать нам участвовать в выборах административными методами", — заявил Мадьяр в ожидании регистрации заявки "Уважения и свободы". Он не скрывает, что его главная цель — парламентские выборы в Венгрии в 2026 году.

Под музыку Морриконе

Не исключено, что к своему нынешнему демаршу Мадьяр начал готовиться уже давно, когда стал тайно записывать на пленку домашние разговоры со своей — теперь уже бывший — женой Юдит Варгой. 10 февраля она ушла в отставку с поста министра юстиции вместе с президентом Венгрии Каталин Новак из-за скандала с помилованием человека, причастного к преступлению на почве педофилии.

На пленке, которую обнародовал Мадьяр, слышно, как Варга, возглавлявшая тогда Минюст, рассказывает о попытке помощников главы ведомства премьера Антала Рогана уничтожить часть доказательств по так называемому делу Волнера — Шадля. Его главным фигурантом является бывший госсекретарь Минюста Пал Волнер, которому в 2022 году было предъявлено обвинение в получении взяток от экс-руководителя службы судебных приставов Дьёрдя Шадля. Прокуратура добивается для обоих тюремного заключения.

26 марта Мадьяр дал показания в прокуратуре в качестве свидетеля по этому делу, а затем организовал свою первую антиправительственную демонстрацию. Субботняя акция по его призыву стала уже второй, на которой прозвучали требования политических перемен.

Я побывал 6 апреля на площади Лайоша Кошута и видел состоявшийся там митинг. Показалось, что на него пришли в основном представители среднего класса в возрасте от 25 до 55 лет, а вот тинейджеров, которые в прошлом году регулярно появлялись на демонстрациях в поддержку школьных учителей, а потом устраивали пикеты у резиденции премьера, я там не заметил.

Митинг был направлен против правительства, но его главным, акцентированным лозунгом была, пожалуй, не отставка Орбана, а построение "новой демократической Венгрии" — формулировка столь же размытая, как и общие требования участников демонстрации. Они прошли пару километров в центре города и плотно заполнили не только огромное пространство перед парламентом, но и все выходящие к нему улицы. Чтобы люди могли увидеть выступавших на митинге, по периметру площади были установлены большие телеэкраны. За порядком следили наряды полиции, акция была разрешена городскими властями.

Помимо Мадьяра среди выступавших на митинге были общественные деятели, мэр одного из небольших городов, пастор кальвинистской церкви. Призывая к всеобщему единению, оперная певица Андреа Рошт исполнила песню You’ll Never Walk Alone — гимн английского футбольного клуба "Ливерпуль", за который играет капитан сборной Венгрии полузащитник Доминик Собослаи. Раздававшаяся из динамиков музыка из итальянского сериала "Спрут" о сицилийской мафии, написанная композитором Эннио Морриконе, должна была символизировать протест против коррупции во власти.

Другая оппозиция

Прокуратура Венгрии, занимающаяся делом Волнера — Шадля, заверила, что доведет расследование до конца и никакие доказательства из него никто не удалял. Пока это единственная информация, на которой основаны обвинения Мадьяра в адрес властей. Поэтому представители правительства назвали его заявления "бурей в стакане воды", а Варга в нескольких интервью посетовала на моральную нечистоплотность своего бывшего мужа, тайно сделавшего запись их разговора, а заодно рассказала о других его неблаговидных поступках.

На первый взгляд может показаться, что нынешней политической оппозиции выгодно продолжение этого скандала, однако формула "враг моего врага — мой друг" в данном случае не работает. Мадьяр не стремится создавать блоки ни с левыми, ни с ультраправыми партиями, позиционируя себя как центриста. Он утверждает, что страна устала от прежних политиков, а Орбану выгодно иметь в качестве главного соперника бывшего премьер-министра Венгрии, лидера Демократической коалиции Ференца Дюрчаня, уже давно пользующего весьма неоднозначной репутацией у избирателей.

Никого из лидеров парламентских оппозиционных партий среди выступавших 6 апреля на площади Лайоша Кошута не было. Тем не менее правительство доказывает, что на самом деле Мадьяр такой же левый политик, как и Дюрчань, и пытается поставить между ними знак равенства. Открыто говорят также, что финансировать его будет Запад, хотя никаких убедительных доказательств этого не приводят.

Кстати, в конце прошлого года в Венгрии был принят закон о национальном суверенитете, поставивший под запрет иностранное финансирование политических партий. Теперь это считается уголовным преступлением, которое наказывается тюремным сроком до трех лет. Правительство достаточно эффективно лишило оппозицию материальной подпитки из США и Западной Европы. Сделано это было после того, как выяснилось, что в 2022 году коалиция оппозиционных партий получала от американского фонда Action for Democracy крупные пожертвования, которые шли на ее предвыборную кампанию.

Лайки — еще не голоса

Насколько серьезную опасность Мадьяр представляет для правительства и правящей партии "ФИДЕС — Венгерский гражданский союз", покажут дальнейшие события. Опрос, проведенный будапештским исследовательским центром Nezopont, показал, что он скорее переманит на свою сторону часть электората левых оппозиционных партий, а не тех избирателей, которые поддерживают ФИДЕС и правительство Орбана.

"Петер Мадьяр доказал, что за ним стоит толпа и что он может вывести на улицы гораздо больше людей, чем все оппозиционные партии, вместе взятые", — считает политолог Аттила Надь. Однако, добавляет он, в этой толпе было много просто любопытных. "Для того чтобы лайки превратились в голоса избирателей, надо проделать большую работу. Наличие 300 тыс. подписчиков в Facebook (запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской — прим. ТАСС) автоматически не означает, что за него проголосует много людей", — отмечает эксперт.

В свою очередь директор столичного Института IDEA Балаж Бочкеи обращает внимание на то, что пока ничего не известно ни о взглядах самого Мадьяра, ни о политических предпочтениях тех, кто собрался на митинг в его поддержку. "Не имея политических ценностей, невозможно подняться выше определенного уровня", — добавляет он. Неясно также, какую поддержку лидер новой оппозиции сможет получить "в институционализированной форме", то есть от своей партии.

Пока же Мадьяр планирует провести еще один митинг в Будапеште. Он должен состояться в День матери, который по традиции будет отмечаться в Венгрии в первое воскресенье мая.