"Я устал, я ухожу": уйдет ли Байден сам?

Две цифры на чашах весов. С одной стороны — $130 млн, сумма пожертвований на предвыборную кампанию, собранная действующим президентом США Джо Байденом. С другой — 37%, рейтинг его одобрения избирателями, один из самых низких в американской истории. Колумнисты изданий New York TimesUSA Today и Politico — в роли наблюдателей за взвешиванием. Они напоминают главе государства про невысокую поддержку даже среди сплоченного ядра демократов — только 26% из них настаивают на его переизбрании, а также о том, что есть еще полгода, чтобы снять свою кандидатуру. Но вероятность того, что Байден прислушается к этому нелицеприятному совету, сокращается с каждым месяцем.

"Я устал, я ухожу": уйдет ли Байден сам?
© ТАСС

В команде замена?

На мысль о том, что действующий глава государства может удивить весь мир и выйти из гонки, наводит аналогия с президентом Линдоном Джонсоном. В 1968 году американский лидер, ответственный за войну во Вьетнаме, испугался неминуемого поражения и отказался от борьбы за Белый дом. Это произошло в марте — ровно на том же отрезке электорального цикла, который проходит сейчас Джо Байден. Успеха демократам (Джонсон и Байден — однопартийцы) это не принесло. И все же у них оставалось время на то, чтобы утвердить другую кандидатуру, — и перезапустить предвыборную кампанию. Они так и сделали.

Продолжающиеся в США праймериз демократов теоретически позволяют Байдену руководить аналогичным процессом. В отличие от первичных выборов в других странах мира, американские состоят из двух этапов. Первый, уже состоявшийся в трех десятках штатов, в отсутствие серьезной конкуренции выиграл Байден. Теперь в его распоряжении голоса более тысячи выборщиков, которых 19 августа ждут на национальный съезд Демократической партии в Чикаго. Но если нынешний хозяин Белого дома откажется продолжать кампанию дальше, то его выборщики по его же просьбе могут утвердить и другого претендента. Это не выглядит демократично, но соответствует американским законам.

Наилучшее время для волевого решения Байдена наступит в начале лета. 4 июня завершатся праймериз, участвовать в которых новый претендент в любом случае уже не сможет. Зато доведя цикл до победы — пусть и над очень слабыми соперниками, — действующий президент мог бы в последний раз консолидировать партию и уйти с высоко поднятой головой. Перед этим ему советуют испробовать все, что остается для поднятия рейтинга: ведь в начале весны глава государства уступает кандидату от республиканцев Дональду Трампу не только в общенациональном масштабе (46% против 45%), но и, что более значимо, в колеблющихся штатах. Если к июню соотношение не изменится, то и в самом деле придет время для крайних мер.

Надоедает быть второй

Самая напрашивающаяся из них — замена Байдена на его вице-президента Камалу Харрис — многими с самого начала сбрасывается со счетов. Какими бы низкими ни казались рейтинги президента, с поддержкой его напарницы все еще хуже. В 2023 году ее признали самым непопулярным "номером два" в американской истории с уровнем одобрения всего в 17%. Это действительно очень мало. Сам Джо Байден, работавший вице-президентом в команде Барака Обамы, на исходе полномочий имел рейтинг в два раза выше — 34%.

Предельная непопулярность Харрис ставит в тупик социологов своим постоянством. Попытки исправить положение, поручив второму человеку в администрации важное поприще, неизменно наталкивались на неудачу. Американцы запомнили Харрис как чиновницу, взявшуюся за решение пограничного кризиса с миграцией, но не добившуюся никаких результатов, кроме расходования средств. Борьба с преступностью бывшему генеральному прокурору Калифорнии также не дается. Ее призывы ограничить хождение оружия не только правые, но и умеренные избиратели встречают в штыки.

Иногда причину неудач Харрис усматривают в личных качествах. Как и очень пожилого Байдена, ее считают нехаризматичной, но в отличие от него сухой и жесткой. В 2021 году в окружении вице-президента разразился скандал, который не удалось скрыть от прессы. Лояльные демократам издания сообщили о массовых увольнениях в окружении "номера два", предположительно вызванных невозможностью выдержать ее требовательный, но одновременно и грубый стиль руководства. Харрис противопоставляли Байдену: в отличие от нее, у него доверенные сотрудники не уходят. С ней же плохо уживаются даже самые верные и терпеливые.

Еще один довод против непопулярного кандидата Харрис — то, что она, в сущности, уже находится у руководства государством. Признаки рассеянности у Джо Байдена в лагере республиканцев трактовали как подтверждение того, что президент выполняет свои функции лишь усеченно. Участница праймериз республиканцев Никки Хейли взяла за правило указывать на это. Камалу Харрис, по ее словам, стоит считать не меньше чем "сопрезидентом Харрис", а то и просто "президентом Харрис". Но если переизбрание Байдена не пользуется поддержкой, то почему с Камалой должно быть иначе?

Оглянуться по сторонам

Дополнительное обременение в лице непопулярного "вице" еще больше затрудняет Байдену решение об уходе. Ведь рекомендуя кого-то вместо себя, президент может еще сослаться на свой возраст — в нынешнем году ему исполнится уже 82. А если откажется выдвинуть Камалу, вынужден будет подтвердить ее несоответствие высокому посту, что выглядит как признание в собственной кадровой ошибке, а то и неудаче всего мандата. Но если бы Байден нашел в себе силы на это, окно возможностей для него расширилось бы. По крайней мере троих губернаторов-демократов в США называют возможными претендентами на Белый дом. Двух из них — главу Калифорнии Гэвина Ньюсома и управляющую Мичиганом Гретхен Уитмер — подозревают в том, что они уже начали предвыборную кампанию, только ведут ее скрыто.

Официально ни об одной из этих кандидатур и речи не идет. Калифорниец Ньюсом утверждает, что "не испытывает никакого интереса" к Белому дому. Уитмер идет дальше. С согласия Байдена ей поручили пост в его штабе без отрыва от управления Мичиганом. Несмотря на это, некоторые наблюдатели полны подозрительности. В особенности их интригует Ньюсом. Еще в 2022 году он перешел границы своего штата, найдя время бросить вызов республиканцам Техаса и Флориды. Если губернатор не имеет никаких общенациональных амбиций, что заставляет его выкупать время на телевидении Флориды для политических выступлений и вызвать ее губернатора на дебаты? Или, имея проблемы с мигрантами у себя дома, вмешиваться в то, как с теми же трудностями справляются в Техасе?

Иногда в числе потенциальных претендентов на Белый дом называют губернатора-демократа штата Иллинойс Джея Притцкера. Так же как Ньюсому, ему тесно в рамках региональной политики. Лето прошлого года он провел в поездках по стране, поддерживая кандидатов-однопартийцев. Вполне достаточно, чтобы заронить подозрения в своих федеральных амбициях. Но нацелены ли они на ближайшие выборы?

Я остаюсь

Рассмотрев все существующие альтернативы, Байден вправе сформулировать один серьезный аргумент в свою пользу. Несмотря на то, что альтернативные претенденты выглядят предпочтительнее по возрастным причинам, никто из них не опережает Дональда Трампа электорально. Опросы общественного мнения показывают, что кандидат от республиканцев смотрится уверенно в личном споре как с Ньюсомом, так и с Харрис (46% против 43%). Что касается Уитмер, то разрыв с ней более чем существенный: 45% против 33%.

Риск повторить неудачу Линдона Джонсона, таким образом, довлеет над кампанией. Возможно, именно это и побуждает Байдена оставаться в гонке: ветеран политики если и намерен уступить кому-либо, то только тому, кто лучше, а среди демократов таких особенно не находится. Зато все еще жива надежда повторить успех осени 2022 года, когда на промежуточных выборах в Конгресс партия Байдена добилась заметно лучшего результата, чем ей обещали опросы. Это, а также распространенная у неопределившихся американцев уверенность, что действующему президенту, каким бы он ни был, нужно оставить возможность доработать, еще способны оказать добрую услугу демократам. Достаточно ли им этого ресурса, покажет время.

Игорь Гашков