На пороге нового семилетия: какие цели ставит вновь избранный президент Азербайджана
Состоявшиеся в Азербайджане 7 февраля внеочередные президентские выборы завершились впечатляющей победой Ильхама Алиева. В воскресенье, 11 февраля, Центризбирком подвел окончательные итоги, согласно которым за Алиева отдали свои голоса 92,12% избирателей, принявших участие в выборах главы государства.
Невероятная поддержка
Правда, изначально было понятно, что ни один из шести остальных кандидатов не может составить достойную конкуренцию 62-летнему действующему главе государства. Реальных конкурентов у него нет и среди представителей тех политических сил страны, которые не участвовали в выборах. Это признают все. У Алиева огромный ресурс легитимности. Он на пике популярности, после полного восстановления территориальной целостности Азербайджана в результате 44-дневной войны с Арменией 2020 года и однодневной антитеррористической операции в Карабахе в сентябре 2023 года даже часть непримиримой оппозиции стала относиться к нему с симпатией или, по крайней мере, лояльно, признав его заслуги в возвращении земель, которые на протяжении почти 30 лет были неподконтрольны Баку.
Как подметил представитель американской компании Oracle Advisory Group, проводившей экзитпол на выборах, победа в Карабахе обеспечила Алиеву "невероятную поддержку избирателей". К урнам для голосования потянулась даже самая индифферентная часть электората. Об общей активности можно было судить по очередям, выстраивавшимся перед многими избирательными участками.
Главной, а может быть, и единственной интригой нынешних выборов, пожалуй, был не результат, а само решение об их проведении более чем за год до завершения полномочий действующего главы государства. Многие терялись в догадках: для чего это понадобилось Алиеву? Сами власти объяснили свой шаг просто и логично: с восстановлением полного суверенитета Азербайджана над Карабахом возникла новая реальность, которая требует проведения выборов на всей территории страны. И это должны быть именно президентские выборы.
Сейчас избирательная кампания уже позади. Ильхам Алиев, отметивший в октябре прошлого года 20-летие своего пребывания у власти, получил мандат на предстоящие семь лет.
На этот срок у него явно есть четкий план действий. Несмотря на буквальное значение своего имени Ильхам (в переводе с азербайджанского оно означает "вдохновение"), президент всегда действует очень прагматично, с прицелом на будущее, на основе конкретных программ.
Программа для Карабаха
Одной из главных целей на очередной семилетний цикл будет ускорение реализации планов по восстановлению Карабаха, его интеграция в правовое поле и экономику республики. Обширные территории (более 10 тыс. кв. км) возрождаются из руин. Правительство Азербайджана уже на сегодняшний день вложило в эту работу порядка $7 млрд. Бюджет 2024 года — $2,4 млрд. Строится жилье, социальная инфраструктура, электростанции, автомобильные и железные дороги, уже действуют два международных аэропорта (в Физули и Зангилане), а третий (в Лачине) планируется открыть в 2025 году. Первый этап государственной программы "Великое возвращение" предусматривает восстановление с нуля 100 населенных пунктов, в том числе девяти городов и восьми поселков. Алиев объявил о планах переселить в Карабах и Восточный Зангезур к концу 2026 года 140 тыс. человек.
Потенциал этих территорий огромен: плодородные земли, возможности для развития альтернативной энергетики, туризма, значительные водные ресурсы, позволяющие решить традиционно острую для Азербайджана проблему дефицита воды. Алиев не любит откладывать в долгий ящик реализацию запланированного, поэтому можно предположить, что дата выборов была передвинута вперед еще и для того, чтобы избирательная кампания, которая должна была пройти в апреле 2025 года, не отвлекала от претворения в жизнь намеченного.
Мирный договор с Арменией
Не менее важным пунктом программы Ильхама Алиева на новом сроке президентства станет подписание мирного договора с Арменией. Многие эксперты склоняются к мнению, что в этом вопросе он не будет форсировать события, потому что главной цели — возвращения под свой контроль Карабаха и Восточного Зангезура — Азербайджан уже достиг. Подписание мирного соглашения — предмет большей заинтересованности скорее Еревана, считают в Азербайджане. Делать какие-либо прогнозы в этом вопросе сложно, поскольку достижение мира и нормализация отношений зависят не только, а может, и не столько от сторон конфликта, но и от крупных региональных и внерегиональных игроков, у каждого из которых свои интересы в этом вопросе. Действия некоторых из них периодически создают угрозу загнать в тупик переговорный процесс.
Поэтому Баку предпочитает довести до ума текст мирного договора, работая в двустороннем формате с Арменией, о чем уже неоднократно заявлял. В основе такого подхода еще и глубокое разочарование международными посредниками, которые за многие годы, предшествующие второй карабахской войне, так и не сумели добиться какого-либо результата. А их двойные стандарты, особенно отчетливо проявившиеся в поствоенный период, привели к тому, что Азербайджан фактически заморозил свое участие в двух из трех форматов переговоров по мирному договору — вашингтонском и брюссельском.
Кстати, сразу после выборов Ильхаму Алиеву позвонил глава Евросовета Шарль Мишель. Во время разговора высокопоставленный еврочиновник не только поздравил президента Азербайджана с избранием на очередной срок, но и попросил изложить свою позицию по вопросу возобновления брюссельского формата встреч лидеров Азербайджана и Армении, что можно расценить и как попытку перезагрузить эту переговорную платформу. Как сообщила пресс-служба Алиева, азербайджанский лидер в ответ заявил, что Баку "всегда поддерживает трехсторонние встречи, проводимые в Брюсселе по инициативе Шарля Мишеля". Президент Азербайджана, на мой взгляд, человек прямой и искренний и вряд ли сказал это ради того, чтобы соблюсти дипломатический этикет. Но понятно, что Алиев не станет возвращаться за брюссельский стол переговоров, если ЕС продолжит исходить из позиции двойных стандартов, продвигая нарративы армянской стороны, и уж тем более не будет делать этого при новых попытках влезть в этот формат французского президента Эмманюэля Макрона.
Новые рабочие места
С урегулированием карабахского конфликта, который на протяжении более чем 30-летнего периода отвлекал серьезные материальные ресурсы, у политического руководства страны появилась возможность больше заниматься решением внутренних проблем. Это мнение разделяет большинство экспертов. "Азербайджан теперь будет развиваться быстрее, осваивая в том числе и возвращенные территории", — заявил на встрече с журналистами накануне выборов руководитель азербайджанского Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев. Речь, прежде всего, идет о вопросах, связанных с социальным благосостоянием граждан: повышении зарплат, пенсий и других социальных выплат, создании новых рабочих мест.
Баллотируясь на первый срок в 2003 году, Алиев обещал создать за пять лет 600 тыс. рабочих мест. За 20 лет его правления, согласно официальной статистике, созданы 2,7 млн. Возрождение Карабаха и Восточного Зангезура позволит сохранить динамику в этой сфере, ведь планируется организация новых производств и в промышленности, и в аграрном секторе, и в сфере обслуживания. Немало рабочих мест сулит и активно ведущееся в регионе строительство.
Решение карабахской проблемы также позволит правительству сосредоточиться на экономических реформах, чтобы вырваться из оков сырьевой и начать полноценный транзит к инновационной экономике. Хотя, безусловно, нефтегазовый сектор будет еще долгие годы оставаться основой финансового состояния страны. Об этом неоднократно говорил и президент Алиев. Правительство также настроено на полную реализацию транспортного потенциала страны, развивая проходящие через ее территорию международные транспортные коридоры Север — Юг, Восток — Запад и Средний коридор, портовую инфраструктуру.
"Зеленая" повестка
В то же время сейчас основные цели страны, по словам Ильхама Алиева, связаны больше с возобновляемыми источниками энергии. Правительство активно привлекает в этот сектор, как ранее в нефтегазовый, иностранные инвестиции. "Зеленая" повестка Азербайджана — обеспечить в ближайшие годы производство 10 ГВт энергии из возобновляемых источников. В октябре 2023 года в пригороде Баку открылась крупнейшая в Каспийском регионе и на Кавказе солнечная электростанция мощностью 230 МВт, построенная компанией Masdar из ОАЭ. В первом квартале этого года ожидается завершение строительства ветряной электростанции близ Баку, сооружаемой с привлечением капитала из Саудовской Аравии.
Реализация потенциала в области возобновляемых источников энергии в Азербайджане (по оценкам специалистов, это 37 ГВт ветровой и солнечной энергии на суше и 157 ГВт ветровой энергии в азербайджанском секторе Каспийского моря) позволит направить на экспорт большие объемы газа, используемого сейчас для выработки электроэнергии. Это также даст властям возможность реализовать свои планы в сфере улучшения экологической ситуации.
В ноябре 2024 года Баку будет принимать одно из крупнейших международных мероприятий — 29-ю Конференцию сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-29). Азербайджану нужно продемонстрировать гостям (по некоторым оценкам, ожидается приезд около 80 тыс. человек, в том числе многих глав государств) не только свое традиционное гостеприимство, но и инновационные наработки в области экологии.
Безопасность
Тем не менее власти Азербайджана не забывают и о безопасности страны. В предвыборной программе Ильхам Алиев обещал продолжить укреплять обороноспособность республики и строительство современной армии. Показательно, что уже через день после выборов он посетил военные объекты ВВС Азербайджана и наблюдал за полетами принятых недавно на вооружение новых турецких беспилотников "Байрактар Акынджи".
Охлаждение с Западом
Как я уже отметила, Ильхам Алиев начинает свой пятый срок на посту президента в условиях достаточно напряженных отношений Азербайджана с Западом. Заметное охлаждение наблюдается на американском треке. Отношения с Францией, позиционирующей себя чуть ли ни лидером Евросоюза, в настоящее время находятся, по признанию официального Баку, на самом низком уровне за всю их историю. Стоит отметить, что руководство Азербайджана всегда стремилось проводить сбалансированную и равноудаленную от основных мировых политических центров внешнюю политику. Как заметил министр иностранных дел Джейхун Байрамов, главной причиной сложившейся напряженности с Францией является то, что Париж "сделал азербайджано-армянскую повестку дня составной частью своих отношений с Азербайджаном". Думаю, то же самое можно сказать и о позиции Вашингтона. В конце прошлого года США остановили оказание военной и иной помощи Азербайджану, заявив, что нормализации двусторонних отношений не будет до прогресса на переговорах о мире с Арменией.
Обе палаты французского парламента приняли резолюции, призвав правительство страны ввести санкции против Баку. Париж с завидной настойчивостью выступает с антиазербайджанскими инициативами в международных организациях. Отказ ПАСЕ ратифицировать полномочия делегации Азербайджана на зимней сессии организации привел к серьезному кризису в ее отношениях с Баку. Очевидно, на Западе многим также не нравится, что Азербайджан проявляет самостоятельность и независимость в проведении своего внешнеполитического курса.
Все это в значительной степени определило критическую тональность оценки президентских выборов в Азербайджане наблюдательной миссией от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Евронаблюдатели заявили, что выборы прошли "в условиях ограничений" и "были безальтернативными". При этом все остальные международные наблюдатели оценили их позитивно. Впрочем, нынешние оценки миссии БДИПЧ ОБСЕ во многом повторяли ее заключения по президентским выборам в Азербайджане в 2018 году. Тем временем у Азербайджана словно уже выработался стойкий иммунитет на подобные выпады, которые при необходимости получают адекватный ответ со стороны Баку. К тому же в самой Европе немало стран, которые конструктивно сотрудничают с Азербайджаном и намерены продолжать взаимодействие.
Страны-партнеры
Вполне ожидаемо, что на очередном сроке президентства Алиев продолжит курс на сближение с центральноазиатскими странами и Китаем, укрепление партнерства с соседними странами — Грузией и Ираном. Будет усилено стратегическое союзничество с Турцией. Что касается отношений с Россией, которые, по мнению экспертов, находятся на подъеме, то, думаю, тут тоже стоит ожидать продолжения развития в позитивном ключе. Между двумя странами нет каких-либо серьезных противоречий, и все возникающие вопросы традиционно решаются в рабочем порядке.
Омоложение кадров
Можно ожидать, что вновь избранный президент произведет перестановки в составе своей администрации, правительства, других структурах государственной власти. Правда, если взглянуть на предыдущие 20 лет правления Ильхама Алиева, можно заметить, что он не сторонник резких и кардинальных кадровых пертурбаций, за исключением, конечно, тех случаев, когда этого настоятельно требует ситуация. К примеру, за два десятка лет нахождения у власти он лишь дважды менял премьер-министров. Однако после выборов 2018 года в кадровой политике Алиева отчетливо отслеживается тенденция к омоложению.