В Северной Ирландии первым министром впервые в истории назначена представитель партии Sinn Fein, выступающей за воссоединение с Ирландией

Националисты впервые в истории возглавили правительство Северной Ирландии. Лидер национал-республиканской партии Sinn Fein (дословно — «Мы сами») Мишель О'Нил стала первым министром. Член Демократической юнионистской партии, которая ранее бессменно выступала на первых ролях, в новом правительстве Северной Ирландии получит должность ее заместителя. Между партиями на протяжении десятилетий существуют острые разногласия. Получится ли преодолеть их теперь?

В Северной Ирландии первым министром впервые в истории назначена представитель партии Sinn Fein, выступающей за воссоединение с Ирландией
© BFM.RU

В Северной Ирландии действует система разделения власти между двумя сообществами — британскими юнионистами и национал-республиканцами, с 1998 года закрепленная так называемым Соглашением Страстной пятницы. И ранее именно юнионисты возглавляли правительство. Теперь впервые новым первым министром стала лидер национал-республиканской партии Sinn Fein Мишель О'Нил. От юнионистов пост ее заместителя заняла Эмма Литтл-Пенгелли — это должность с такой же властью, но меньшим престижем, пишет The Guardian. Британские СМИ называют событие историческим. Разногласия сторонников двух партий длятся не один десяток лет. Националисты выступают за воссоединение Ирландии, а британские юнионисты — за то, чтобы Северная Ирландия оставалась в составе Соединенного Королевства.

При этом с конца 1960-х до середины 1990-х в регионе происходили вооруженные столкновения представителей общин, а также несколько терактов. За последними стояла Ирландская республиканская армия (ИРА), признанная в Британии террористической организацией. Sinn Fein часто называют политическим крылом ИРА, хотя сама она эту связь отрицает. За все время от конфликта пострадали более 50 тысяч человек, а более 3 тысяч погибли. Урегулировать ситуацию удалось лишь в 1998 году подписанием мирного соглашения. Последние два года правительственную коалицию в регионе создать не получалось — этому противились юнионисты, которые отказывались сотрудничать с Sinn Fein. О причинах рассказывает британский Channel 4:

«Юнионистов не устраивали подписанный экс-премьером Джонсоном протокол по Северной Ирландии в рамках соглашения о Brexit. Согласно ему регион остался частью таможенной территории ЕС, но возникли сложности с транспортировкой некоторых товаров из других частей Соединенного Королевства. На что демократы-юнионисты заявили, что это подрывает позицию Северной Ирландии в рамках страны, и отказались сотрудничать. В прошлом году премьер Риши Сунак заключил новое соглашение, упрощающее процедуру ввоза товаров в Северную Ирландию из других частей Великобритании, за исключением продукции, направляемой в Ирландию. Вначале юнионисты отреагировали на это негативно, но спустя время после ряда уступок согласились».

После назначения новый министр произнесла речь, подчеркнув, что разделение власти действительно должно работать на общее благо. Также она упомянула конфликт и выразила сожаление всем, чьи близкие погибли или пострадали от него. Сама О’Нил потеряла двоюродных братьев, которые были членами ИРА. Ее заместитель — Литтл-Пенгелли — также вспомнила один из терактов, устроенных ИРА, и заявила, что совместная работа важна, но по ряду вопросов «мы никогда не придем к согласию». Поэтому перспективы коалиционного правительства вызывают вопросы, говорит гендиректор исследовательской компании Europe Insight Андрей Куликов:

Андрей Куликов гендиректор исследовательской компании Europe Insight «К этой новости надо относиться достаточно скептически, поскольку противоречия между республиканцами и юнионистами в Северной Ирландии никуда не делись и весь массив разногласий, который существовал между ними десятки лет, тоже никуда не делся. Пока это соглашение, которого правительству Великобритании удалось достичь, решает торгово-экономические вопросы и снимает ряд причин для недовольств со стороны Демократической юнионистской партии. Пока правительство функционировало в таком инерционном сценарии, где, по сути, никаких новых решений с точки зрения бюджета в политике не принималось, и сейчас, конечно, есть возможность запустить эти процессы, принять новый бюджет, принять новые политические решения, но с точки зрения перспективы это рассматривается как потенциальная возможность для республиканцев показать свою состоятельность. В данной ситуации обе противоборствующие стороны в принципе остаются в выигрыше, что из этого получится, будет очевидно в ближайшем будущем. Противоречия как между республиканцами и юнионистами, с одной стороны, так и Великобритании и Евросоюзом, с другой стороны, они остаются, и все будет зависеть от того, как нынешние договоренности будут реализовываться».

После избрания Мишель О’Нил заявила, что референдум по вопросу единства Ирландии будет проведен в течение десяти лет, и обещала обсудить это с премьером Великобритании при встрече. Также она подчеркнула, что факт ее назначения на должность министра говорит о запросе общества на изменения.

Этот запрос на изменения был очевиден уже в 2022 году, когда на выборах в Ассамблею Северной Ирландии (аналог местного парламента) Sinn Fein оттеснила на второе место Демократическую юнионистскую партию и получила в ней большинство в 27 мест против 24 мест у юнионистов.