Евгений Сатановский: Разговоры в СМИ о заложниках всегда только мешали их освобождению

Армия обороны Израиля сообщила об обнаружении в ходе операции по израильской армииустановлению контроля над лагерем Джабалия на севере сектора Газа в подземных тоннелях «Хамаса» пяти тел израильских заложников.

Евгений Сатановский: Разговоры в СМИ о заложниках всегда только мешали их освобождению
© Свободная пресса

По информации ЦАХАЛ, «стратегическая сеть тоннелей» использовалась в качестве штаба «Хамаса» на севере анклава. Она состояла из двух уровней, первый — на глубине десяти метров, второй — на глубине нескольких десятков метров. Там были обнаружены оружие и инфраструктура для его производства.

По утверждению израильской армии, сеть связана с шахтой, которая вела к резиденции командира северной бригады «Хамаса» Ахмада Андура.

Обстоятельства гибели заложников будут установлены и оглашены после проведения анализа судмедэкспертами.

Беседуя с российским аналитиком, президентом научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгением Сатановским, «Свободная Пресса» поинтересовалась, почему, на взгляд собеседника, после двух месяцев конфликта тему заложников, по сути, просто вычеркнули из повестки.

- Никакая война, - а это война и очень серьезная, - не обходится без жертв. В этой ситуации надо просто понимать, что чем меньше на эту тему будет разговоров у политиков, у прессы, у кого угодно, тем больше шансов, что кто-нибудь уцелеет. Надо признать, что шансов на это очень мало, но они есть.

Обсуждение этой темы ничего, кроме вреда не принесет, именно поэтому о заложниках стараются говорить меньше.

«СП»: То есть, это сознательное действие не только израильских властей, но и мировых средств массовой информации?

- Насчет мировых СМИ я не знаю - для меня СМИ, это либо структуры, которые могут принести вред, либо те, от которых нет никакой пользы.

Вот, скажите, пожалуйста, какую пользу принесет будирование темы заложников в том, чтобы они уцелели? Это вообще кому и когда помогло? Это помогло в «Норд-Осте»? В Беслане? В Буденовске? Это помогло кому-нибудь из военных, из спецслужбистов? – Никому.

Спекулировать на этом можно, истерить – можно. Но пытаться при этом пихать под руку людей, которые на поле боя сражаются, означает, что они будут допускать ошибки, и будут гибнуть в гораздо большем количестве, чем это могло бы быть. Вот и все.

Понятно, что родственники могут поднимать какой угодно шум – это эмоции. Но пользы от этого не будет, будет только вред.

«СП»: И все же – конфликт… Точнее, вы правильно сказали – война, длится уже больше двух месяцев. Почему же такая тишина?

- Это очень серьезная война. Недооценка уровня подготовки «Хамаса» к военным действиям против Израиля, недооценки превращения сектора Газа в укрепрайон, такой же как и Южный Ливан под властью «Хезболлаха», глупость политиков, которые допустили это, пойдя - с самого начала - вначале на переговоры с Ясиром Арафатом, – помните же, так называемый, «процесс в Осло», потом на уход Армии обороны Израиля из Южного Ливана, на уход из Газы всех тех «замечательных» генералов, «мудрых» министров, которые оказались круглыми болванами, идя на поводу у американцев, европейцев, собственных «левых» и «центристов», и непонимание к чему это приведет.

Для того, чтобы добиться «по-быстренькому» решения серьезной проблемы, которая «по-быстренькому» не решалась. Решалась другими путями. Кстати, сегодня становится ясно, что неизвестно - можно ли ее решить вообще.

Но все это привело к тому что Иран, Турция и Катар сформировали в Газе мощнейший укрепрайон. Все население сектора сегодня является заложниками «Хамаса», как немцы были заложниками Гитлера. И сделать с этим, кроме как планомерно, шаг за шагом, с жертвами среди военных Израиля и с неизбежными жертвами среди мирного населения Газы, которые будут, ничего нельзя.

«СП»: На ваш взгляд, есть ли надежда, что заложники пока еще живы?

- Надежда вообще умирает последней.

Надежда может быть бессмысленной, несбыточной, но надежда есть всегда - через десятки лет после Великой Отечественной войны люди находили потерянных близких. Я знаю такие ситуации.

Точно так же, как есть надежда, что уцелеет кто-нибудь из мирного населения Газы. Хотя, статистика, которую предоставляет палестинские средства массовой информации и палестинские официальные ведомства, которые с охотой тиражируют все – и ООНовцы, и наши СМИ, и западные, не имеют никакого отношения к реальности. Это априори известно, потому что ясно, как в палестинских информационных структурах относятся к статистике, в том числе по предыдущим операциям Израиля в Газе. Тогда даже корреспонденты канала Аль-Джазира требовали от руководства опираться на израильские источники информации по палестинцам.

В Палестине дезинформация в части жертв поставлена на поток в виде «Палливуда» - такого палестинского Голливуда. Это хорошо известно. По крайней мере, профессионалам.

Поэтому говорить о какой-либо статистике можно будет только по завершении военной операции. Если, конечно, она будет завершена, и если не перерастет в большую региональную войну, например, с «Хезболлахом», либо в большую войну с Ираном, в том числе ядерную, по результатам чего, вполне возможно, статистику вообще некому будет подбивать.