Николай Петров: Перспективы Евразийского экономического союза
Истоки ЕАЭС восходят к Евразийскому экономическому сообществу, которое было создано в 2000 году как региональная организация, ориентированная на развитие экономического сотрудничества между его государствами-членами.
ЕАЭС возник в январе 2015 года с ратификацией Договора о Евразийском экономическом союзе пятью первоначальными государствами-членами.
Государства-члены ЕАЭС, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия имеют общую историю, будучи частью Советского Союза, и имеют тесные культурные, экономические и политические связи. Союз стремится облегчить свободный поток товаров, услуг, капитала и рабочей силы между государствами-членами, а также содействовать скоординированной экономической политике и взаимопомощи.
ЕАЭС был воспринят как важный шаг к большей интеграции на постсоветском пространстве.
Однако государства-члены также имеют разные уровни экономического развития и геополитические интересы. Эти различия затрудняют создание сплоченного регионального экономического блока.
С момента своего создания ЕАЭС смог добиться определенного прогресса в региональной интеграции. Чего стоит Суд ЕАЭС − постоянно действующий судебный орган. Целью которого является обеспечение единообразного применения правовой базы ЕАЭС государствами-членами и органами Союза.
Союзу удалось создать общий рынок со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы между его государствами-членами. Союз также согласовал экономическую политику в таких областях, как таможня, конкуренция и торговля.
Однако ЕАЭС также сталкивается со значительными проблемами, с которыми сталкивались и другие интеграционные проекты, а именно экономическое неравенство между его государствами-членами и расхождение геополитических интересов его государств-членов.
Так, санкции, первоначально введенные в 2014 году, оказали существенное влияние на экономику России и, в свою очередь, на ЕАЭС.
Санкции ограничили доступ России к международной финансовой системе и технологиям, что привело к сокращению иностранных инвестиций и замедлению экономического роста. При этом санкции частично коснулись и других государств-членов ЕАЭС, поскольку они сильно зависят от торговли с Россией.
На мой взгляд, ЕАЭС предстоит сыграть значительную роль в продвижении экономического сотрудничества и стабильности на постсоветском пространстве.
Однако, чтобы союз был успешным, он должен решить проблемы, с которыми сталкивается и другие интеграционные проекты, а именно экономическое неравенство между членами, геополитическую напряженность и опасения по поводу неравного распределения выгод. ЕАЭС также следует сосредоточиться на укреплении своего институционального потенциала, продвижении прозрачности и диалоге с другими региональными и глобальными торговыми партнерами.
Таким образом, ЕАЭС сможет повысить свой авторитет в качестве регионального экономического блока и способствовать увеличению экономических выгод для своих государств-членов. При этом, у союза есть перспективы стать платформой для более широкого международного сотрудничества.
С момента своего основания в 2014 году ЕАЭС пытался наладить контакты с другими странами, такими как Китай, и активно работал над заключением торговой сделки с блоком АСЕАН. Несмотря на вызовы, связанные с санкциями, ЕАЭС остался непоколебимым в своей приверженности экономическому сотрудничеству и развитию.
Более того, организацией были предприняты шаги по усилению экономической интеграции, включая реализацию единого рынка товаров и услуг, устранение торговых препятствий и установление единого таможенного регулирования.
Перспективы ЕАЭС зависят от способности организации решать вызовы которые встают перед ней и содействовать укреплению экономического сотрудничества, стабильности на постсоветском пространстве. Существуют геополитические и социально-экономические вызовы, которые необходимо преодолеть, чтобы Союз полностью реализовал свой потенциал.
На мой взгляд, для преодоления этих вызов, ЕАЭС необходимо еще больше интегрировать экономики своих членов за счет создания единого рынка, введение единой валюты, обеспечения свободного движения товаров, услуг, капитала.
Это будет способствовать более глубокому экономическому сотрудничеству между государствами-членами и обеспечит прочную экономическую основу для политической и социальной интеграции.
ЕАЭС также следует сосредоточиться на укреплении своих институтов, таких как Евразийская экономическая комиссия и Суд ЕАЭС. Дальнейшее развитие этих институтов могло бы обеспечить углубить сотрудничество.
Также союзу, стоит рассмотреть возможность расширения за счет других стран, которые разделяют аналогичные экономические, социальные и политические цели. О своем интересе сотрудничества заявляли такие страны как Египет, Иран, Монголия.
Даже после введения новых санкций в 2022 году, которые оказали большое влияние на Россию, а также должны были вызвать ее политическую изоляцию, интерес о заключении соглашения о свободной торговле выражали Объединенные Арабские Эмираты и Индонезия.
Расширение может открыть новые возможности для торговли и инвестиций и укрепить ЕАЭС как геополитического игрока.
ЕАЭС пришлось столкнуться с различными вызовами. Однако, несмотря на эти вызовы, потенциальные преимущества более тесной интеграции на постсоветском пространстве, такие как большая региональная стабильность и экономический рост, позволяют предположить, что эти ЕАЭС будут по-прежнему оставаться важной областью внимания как политиков, так и ученых в ближайшие годы.