Войти в почту

Разогнать ЦБ и перейти на доллар: выполнит ли «аргентинский Трамп» свои обещания?

Президентом Аргентины стал крайне правый политик Хавьер Милей. Он набрал 56% голосов при подсчете 95% бюллетеней, победив Серхио Массу, левоцентристского министра экономики Аргентины, — за него проголосовали 44%. Масса признал поражение еще до того, как были опубликованы официальные результаты, он поздравил оппонента по телефону.

Разогнать ЦБ и перейти на доллар: выполнит ли «аргентинский Трамп» свои обещания?
© BFM.RU

Прозвище «аргентинский Трамп» прочно прилипло к Хавьеру Милею. И неспроста: есть общие черты и в риторике, и во внешности. Кстати, Трамп настоящий приветствовал победу Милея и призвал сделать Аргентину «снова великой».

Хавьера Милея можно назвать звездой завершившейся кампании. До августа его называли аутсайдером. Потом его партия «Свобода наступает» неожиданно стала лидером на праймериз. В первом туре президентских выборов месяц назад он немного уступил кандидату от правящей коалиции «Союз ради родины» Серхио Массе. И теперь взял реванш.

Милей обещал разогнать чуть ли не половину правительства и уничтожить ЦБ. Избранный президент позиционирует себя анархо-капиталистом и ультралиберальным экономистом. Выступает за запрет абортов и полового воспитания в школах. Предлагает легализовать продажу оружия и человеческих органов. А еще сделать национальной валютой американский доллар и устроить всеобщую приватизацию.

Об обстановке в Буэнос-Айресе после избрания Милея рассказывает русский гид в Аргентине Александр Правдивый:

— После выборов у нас полагается национальный выходной. Большинство населения спокойно, довольно. Завтракает в кафе, ресторанчиках. Обстановка доброжелательная.

— Раскол в обществе чувствуется?

— Нет, ничего похожего. Могу заверить вас со всей ответственностью: никакого раскола не наблюдается. Раскол в политике, но простым людям как-то все равно.

— Что думают живущие в Аргентине россияне по поводу победы Милея? Не собираются ли уезжать? Нет негативных настроений?

— Это ничем не чревато приехавшим людям, по закону ожидающим свои ПМЖ или гражданства. Это федеральные законы. Они за три секунды не меняются.

Учитывая пикирующий песо, инфляцию в 140% и другие экономические проблемы, неудивительно, что аргентинцы проголосовали против нынешнего курса, который представлял Серхио Масса. Но станет ли лучше при Хавьере Милее? Большой вопрос.

В этом сомневается, например, колумнист Bloomberg Джон Отерс. Он сопоставляет анархо-капитализм Милея и коммунизм другого аргентинского идеалиста — Че Гевары. Идеи «аргентинского Трампа» не лучше коммунизма кубинской модели, считает журналист. Он сомневается, что Центральный банк другой страны будет хорошо управлять аргентинской экономикой, — это к потенциальному переходу республики на доллар. Такие шаги не слишком вяжутся с принципами анархо-капитализма, добавляет Отерс.

CNN также обращает внимание на желание избранного президента долларизировать экономику. Телеканал подчеркивает: еще ни разу страна такого размера не передавала бразды правления своей денежно-кредитной политики Вашингтону.

The Guardian выражает обеспокоенность и вспоминает прозвище Милея El Loco (Безумец). Газета обращает внимание, что вице-президентом может стать Виктория Вильярруэль. Эта ультраконсервативная конгрессвумен высказывает сомнения по поводу преступлений аргентинской диктатуры 1976-1983 годов, когда, по разным оценкам, из-за действий режима погибли около 30 тысяч человек.

Милея считают проамериканским политиком. Симпатий к России он не высказывал, скорее наоборот. Кроме того, велика вероятность, что при нем получившая приглашение в БРИКС Аргентина откажется от него. Чего ждать Москве? Отвечает главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, профессор факультета глобальных процессов МГУ Збигнев Ивановский:

Збигнев Ивановский главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, профессор факультета глобальных процессов МГУ «Скорее всего, Аргентина будет отдаляться, перестанет быть стратегическим партнером России. Он экономист и прагматик, экономические отношения, скорее всего, сохранятся на том же уровне, а остальное — пока трудно сказать. Внешней политике он уделяет меньше внимания, чем внутренней, аргентинской. Сейчас он уже идет на некоторое отступление, даже во время избирательной кампании он собирался приватизировать здравоохранение и образование, сейчас занимает более сдержанную позицию. Надо учитывать, что все-таки почти половина страны проголосовала против, у него нет парламентского большинства».

Комментируя избрание Милея, в Кремле заявили, что будут судить о двусторонних отношениях по тем заявлениям, которые прозвучат после инаугурации. Она намечена на 10 декабря. Еще до этого события избранный президент Аргентины намерен посетить США и Израиль.