Второй тур и месяц неопределенности: аргентинцы проголосовали за президента
В Аргентине прошли президентские выборы. Кандидат от правящей партии Серхио Масса набрал более 36% голосов. Второе место и чуть более 30% — у крайне правого конгрессмена Хавьера Милея. 19 ноября страну ждет второй тур.
В 2020 году доллар стоил 80 песо, в октябре 2023 — тысячу. Это по неофициальному курсу. Он существует параллельно официальному, по которому за американскую валюту могут давать в 1,5 раза меньше. Как пишет Bloomberg, второй тур — самый нежелательный для инвесторов сценарий. Теперь Аргентине предстоит еще один месяц нестабильности. Кто бы ни выиграл, ему придется столкнуться с большими сложностями, говорит журналист Bloomberg Патрик Гиллеспи:
«Независимо от того, будет это Серхио Масса или Хавьер Милей, любой из них столкнется с беспрецедентными испытаниями. Инфляция в стране составляет 138%. Это самый высокий уровень с тех пор, как Аргентина вышла из гиперинфляции в начале 90-х годов. Экономика вступает в рецессию, и при этом Аргентина должна выплатить Международному валютному фонду 44 млрд долларов в течение следующих нескольких лет. То есть президенту предстоит перезагрузить экономику, замедлить инфляцию и найти способ расплатиться с МВФ. Это действительно невероятно трудная задача, и на данный момент непонятно, есть ли у Массы или Милея варианты ее решения. Поэтому рынки будут в напряжении в течение следующих нескольких недель в преддверии второго тура».
В некоторым смысле «звездой» предвыборной кампании можно считать Хавьера Милея. Оппозиционного конгрессмена до августа называли аутсайдером. Но потом его партия «Свобода наступает» неожиданно стала лидером на праймериз, которые предваряли выборы главы государства. Новостью сейчас стало и то, что Милей уступил правительственному кандидату, а не наоборот. Только ленивый не называл Милея «аргентинским Трампом». Общие черты с бывшим американским президентом действительно есть: и в риторике, и во внешности. Но высказывания аргентинского политика как будто еще более экстремальные и радикальные: он обещает разогнать чуть ли не половину правительства и уничтожить ЦБ. Себя он считает «анархо-капиталистом» и ультралиберальным экономистом. Выступает за запрет абортов и полового воспитания в школах. Предлагает легализовать продажу оружия и человеческих органов. А еще сделать национальной валютой американский доллар и устроить всеобщую приватизацию. Политологи справедливо определяют Милея в популисты.
Комментирует доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Петр Яковлев:
Петр Яковлев доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН «Расчет на что? Если Милей рассчитывает все приватизировать, и что частный сектор поставит все на свои места, то Серхио Масса рассчитывает на огромные природные ресурсы Аргентины, которые сейчас активно осваиваются, нефть, газ».
Действующий министр экономики, кандидат от правящей коалиции «Союз ради родины» Серхио Масса «скучнее» Милея. Он говорит о создании рабочих мест, развитии промышленности. Отмечает, что нужно привлекать в страну больше иностранной валюты. В общем, продолжать политику правительства. Учитывая пикирующий песо и другие экономические проблемы, неудивительно, что у многих аргентинцев возникают сомнения по поводу верности нынешнего курса. Люди проникаются яркими речами Хавьера Милея и голосуют за него. Он ожидаемо нравится небогатым гражданам, но и в среднем классе немало его сторонников. Во внешнеполитических воззрениях кандидатов показательно отношение к БРИКС, куда страну приняли по итогам прошедшего в августе саммита группы. Серхио Масса и правящая коалиция намерены довести процесс вступления до конца. Хавьер Милей — политик, открыто симпатизирующий США, и Аргентина в БРИКС в его планы не входит. Как и налаживание диалога с Москвой — скорее наоборот. Стоит отметить, что и нынешние власти осуждают действия Москвы на Украине, но в открытую конфронтацию не вступают. Как голосуют русскоговорящие аргентинцы? Рассказывает основатель сети порталов RuArgentina Кирилл Маковеев:
Кирилл Маковеев основатель сети порталов RuArgentina «Те россияне, у которых есть [аргентинские] паспорта, в большинстве своем не поддерживают действующую власть, которая более левая, менее ориентированная на экономические результаты независимого населения. А российские мигранты — в первую очередь независимые мигранты на своих новых родинах, люди, которые строят свой бизнес, имеют свое мнение, не живут за счет пособий, пенсий и всего остального, чем так славится действующая власть».
Наблюдатели подчеркивают, что лидерство Масса в первом туре стало неожиданностью. Победу отдавали эксцентричному и по-своему харизматичному Милею. Около четверти голосов и третье место получила экс-министр безопасности Аргентины Патрисия Буллрич, которая выдвигалась от крупнейшей оппозиционной коалиции «Вместе за перемены». От ее электората будет зависеть, кто станет президентом. Если оппозиции удастся договориться, у «аргентинского Трампа» есть все шансы занять кресло главы государства.