Войти в почту

Кто и как пытался помирить Израиль и Палестину?

На фоне обострения конфликта в России раскупили бумажные книги об арабо-израильских отношениях. Информационный шум огромный, а первопричин мало кто понимает – вот люди и тянутся к знаниям. Попытки положить конец конфликту предпринимались еще до создания Государства Израиль в 1948 году. Точнее, сам факт создания страны был попыткой решить конфликт между арабами и евреями на территории Палестины. Политический обозреватель «МИР 24» Анна Деркач разбиралась, как пытались помирить Израиль и Палестину уже после 1948 года.

Кто и как пытался помирить Израиль и Палестину?
© Мир24

Ноябрь 1947-го. Вторая сессия Генассамблеи ООН. Организация, созданная после Второй мировой для поддержания мира на планете, делает первую попытку предотвращения очередной войны – делит Палестину между евреями и арабами.

«За» – 33 из 57 входивших в ООН государств, хотя не количественный перевес, утверждают дипломаты, тогда имел принципиальное значение.

«Советский Союз стоял у истоков создания еврейского государства. Именно Советский Союз поддержал идею о том, чтобы сделать два государства. Имена Громыко, а он был тогда нашим представителем в ООН, они навсегда занесены в золотую книгу еврейского народа. Потому что без нашей помощи и содействия еврейское государство не могло бы быть провозглашено», – отметил аналитик Института международных исследований МГИМО Вениамин Попов.

После ужасов Холокоста сотням тысяч человек нужен был свой дом и своя родина. Но арабы об этом и слышать не хотели. После образования Израиля на него напали Сирия, Египет, Ирак, Ливан и Трансиордания – пятеро на одного. Первую арабо-израильскую войну евреи называют войной за независимость. Так они отстаивали право жить на Святой земле. Арабы же называют конфликт Накба – «Катастрофа». Как и Шоа у евреев, это была трагедия всего палестинского народа.

«Израильтяне начали выкупать земли. И, выкупая эти земли, они приходили на практике к тому, что там находятся арабские крестьяне, которые возделывали эту землю, и фактически им надо было либо оставаться работать на евреев, что они в принципе не принимали, либо делать большой исход. И получился аналогичный еврейскому исход, да в свое время, когда 700 тысяч арабов просто снялись одновременно, фактически с мест и ушли в другие страны», – сказал директор Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН Виталий Данилов.

Война закончилась подписанием соглашения о прекращения огня. Израиль, которому по плану ООН отводилось чуть больше половины Палестины, занял 78% территории. Арабам остался сектор Газа и Западный берег реки Иордан – их взяли под свой контроль Египет и Трансиордания. Иерусалим поделили пополам, осложнив мусульманам доступ к мечети Аль-Акса – одной из главных святынь ислама.

Режим прекращения огня действовал 18 лет, вплоть до второй Шестидневной войны 1967 года, когда арабы решили отвоевать у Израиля все, что потеряли в 1949-м, но в итоге согласились на перемирие, потеряв еще больше. «Израильтяне, чувствуя, что не за горами акция очередная, совершили вот это внезапное нападение. В результате за шесть дней они отхватили Газу, Западный берег, и еще Синай прихватили», – сказал старший научный сотрудник центра Ближневосточных и Африканских исследований МГИМО Юрий Зинин.

Египту пришлось буквально умолять Израиль вернуть Синай. Правда, до этого проиграл еще два конфликта. «Война на истощение» закончилась перемирием без территориальных изменений. Война «Судного дня» – возвращением Синая в обмен на признание Египтом независимости Израиля.

«Египетский руководитель Садат поплатился жизнью. Исламисты, радикалы на военном параде – в честь, кстати, победы 1973 года парад был – они его просто застрелили», – отметил Юрий Зинин.

Каждый новый конфликт сопровождалась очередным исходом беженцев. ООН посвятил этой проблеме несколько сотен резолюций. Главное требование – убрать израильские поселения с арабских территорий, позволить арабам вернуться домой или компенсировать потерю имущества. Но Тель-Авив не согласен. «Юридически уже очень трудно что-то предоставить арабским семьям, которые изначально владели, возможно, этой землей. А евреи говорят: мы 3000 лет до нашей эры уже владели этими землями, и потом вы уже пришли на наши земли, когда у нас был большой исход. У евреев тоже есть права обосновать свое возвращение. Вот в этом весь парадокс», – отметил Виталий Данилов.

Палестинские беженцы стали проблемой и для самих арабских стран. Их лагеря превратились в рассадник терроризма. Организация освобождения Палестины устраивает теракты на Олимпиаде в Мюнхене, угоняет самолеты, пытается захватить власть в Иордании и Египте. В Ливане группировка вообще создала «государство в государстве». Нападала на христиан и мусульман-шиитов, покушалась на лидера христианской общины Пьера Жмайеля. В 1982-м Израиль начинает зачистку радикалов на территории Ливана. Союзники израильтян, местная христианская милиция, вырезает до 3,5 тысячи мирных жителей в лагерях Сабра и Шатила. Парадокс, но именно Организация освобождения приблизит Палестину к миру с Израилем. Середина 90-х. В Вашингтоне под эгидой Норвегии проходит подписание соглашений «Осло». Фото на лужайке у Белого дома войдет в историю. Председатель только что созданной палестинской национальной администрации Ясир Арафат, израильский премьер Ицхак Рабин и примиряющий их Билл Клинтон. «Детали не позволили Арафату согласиться до конца, хотя Клинтон давил на него со страшной силой. Он хотел, чтобы забыли Монику Левински и чтобы он вошел в историю как примиритель арабов и евреев. «Ох, какой великий!» и так далее. Он толковый человек. Но это не получилось», – отметил Вениамин Попов. В 1994-м Ицхак Рабин, Шимон Перес и Ясир Арафат получили Нобелевскую премию за подписание мирных соглашений. Одним из их пунктов был полный отказ от терроризма. На деле же Палестина закрывала глаза на вылазки исламистов. Движение ХАМАС, созданное на базе «Братьев-мусульман», продолжало борьбу против Израиля. В 2006-м выиграло выборы в Палестинский законодательный совет и получило контроль над сектором Газа.

«ХАМАС был создан израильскими спецслужбами, это не секрет, с целью уничтожения влияния ФАТХ. Вот вся эта группировка Ясира Арафата и деньги, которые шли на эту группировку, в том числе от Америки, там сотни миллионов. С ХАМАС были заключены секретные соглашения о том, что они не осуществляют какие-то диверсии в отношении Израиля, а в ответ Израиль позволяет населению Газы работать на своей территории. Они получали в 10 раз больше. Израильтяне считали, что они купили ХАМАС. И это была основная ошибка, сейчас они пожинают эти плоды. Я думаю, что они вывод сделают из этого и, соответственно, совершенно точно нейтрализуют тех людей, которые не держат свои обещания», – указал Виталий Данилов.

Решение арабо-израильского конфликта сейчас выглядит не ближе, чем в 1948-м. Но мир в регионе возможен, уверены дипломаты. Для этого нужно время, другие методы и посредники.

«Едешь в поезде, приходит девушка с автоматом. Садится с тобой, и ты вздрагиваешь. Но это у них нормально: она приехала, была на побывке и так далее. Понимаете, это же нельзя так все время жить. Военным путем не обеспечишь безопасности. Надо договариваться! Но тогда будут другие посредники. Я думаю, что это будет Россия и Китай. Ну, может быть, БРИКС, поскольку у всех в БРИКС есть отношения и с арабами, и с израильтянами. Давайте договариваться. Договоримся, и будет тогда, как говорят в народе, нам счастье», – отметил Вениамин Попов.

И Россия, и БРИКС всегда были против силового решения проблемы и выступали за соблюдение обеими сторонами резолюций ООН.