Война Израиля и ХАМАС становится мировой. Пока только в инфопространстве
Пропалестинские и произраильские активисты подрались на митинге во Флориде, аналогичные сообщения поступают из других штатов и стран. В Берлине полиция запретила акции в поддержку Палестины и закрашивает антиизраильские надписи.
Супермодель Джиджи Хадид осудила (ссылка ведет на Instagram, соцсеть принадлежит Meta, которая запрещена в России как экстремистская организация) убийство мирных жителей, но поддержала саму идею борьбы палестинцев против израильтян. Пост с закрытыми комментариями набрал миллион лайков, а почти 20 тысяч гневных реакций выплеснулись под соседнее фото — пользователи с обеих сторон обвиняют Хадид в преступной нейтральности. Бывшая порноактриса Миа Халифа в субботу попросила «борцов за свободу Палестины снимать горизонтальное видео», а уже во вторник лишилась контракта с Playboy, хотя и попыталась (ссылка ведет на ресурс, заблокированный в РФ) объяснить, что имела в виду ролики, в которых боевики прорывают стену вокруг Газы. Чикагская организация Black Lives Matter поддержала атаку на Израиль постом с изображением парашютиста. У движения нет единой структуры, другие группы на тему не высказывались. А в Канаде традиционно пропалестинским политикам приходится срочно разворачиваться на 180 градусов, рассказывает житель Торонто Александр:
«Интересная ситуация была с мэром Торонто. Она пришла из достаточно левого лагеря, который всегда был ассоциирован больше с пропалестинской позицией. В самом начале она написала в [соцсети] о том, что ребята, давайте жить дружно, после этого стерла [пост] и выпустила новый, как только узнала, что будет эта несанкционированная пропалестинская акция в центре города. Сказала, что она не санкционировала это и что она абсолютно не поддерживает это. И она же к вечеру того же дня пришла на достаточно большую демонстрацию израильтян. Многие люди и в Канаде, и люди, которые придерживаются центристских позиций и более левых позиций, — все в шоке, особенно, когда приходят кадры или видео того, что там происходило».
И все это — под канонаду дезинформации и опровержений в соцсетях. ХАМАС обвинило ЦАХАЛ в применении фосфорных боеприпасов; посол Израиля в России это отрицает. Израильская журналистка сообщила о 40 «обезглавленных младенцах» в одном из кибуцев; израильская армия не подтверждает информацию, а ХАМАС настаивает, что целью операции была военная инфраструктура. О мириадах фейков рассказывает корреспондент CNN Дони О‘Салливан:
«Один из роликов может показаться подлинными кадрами выстрела из ПЗРК по вертолету. Видео выложили с подписью «Силы тебе, ХАМАС». Но это фейк — на самом деле это кадры из компьютерной игры под названием Arma 3. Несмотря на это, видео посмотрели более полумиллиона пользователей, и это лишь один из многочисленных примеров дезинформации, которые быстро распространяются по платформе. Другой ролик, выложенный аккаунтом с синей галочкой, посмотрели более 2 млн человек. Якобы в нем показано, как ХАМАС задерживает «высокопоставленных израильских чиновников», хотя на самом деле это кадры ареста лидеров Нагорного Карабаха».
Даже если исключить фейки, соцсети переполнены пропагандой с обеих сторон. По подсчетам The Washington Post, посты с хештегом #Palestine собрали более 27 млрд просмотров в TikTok, тег #Israel — более 23 млрд. Контент, который выдается аккаунтам несовершеннолетних, платформа проверяет сначала автоматически, а в спорных ситуациях — с привлечением модераторов, но все не отфильтруешь. В других соцсетях, в особенности в принадлежащем стороннику свободы слова Илону Маску бывшем Twitter (ныне — X, соцсеть заблокирована в РФ), ситуация еще сложнее. Евросоюз дал гиганту Meta, запрещенному в России как экстремистская организация, 24 часа на усиление мер борьбы с шок-контентом и дезинформацией. О влиянии инфовойны на детей говорит основатель и управляющий партнер израильского адвокатского офиса «Коваленко и партнеры» Алексей Коваленко:
Алексей Коваленко основатель и управляющий партнер израильского адвокатского офиса «Коваленко и партнеры» «Для детей это действительно шок, травма. Люди испуганы, не знают, чего ожидать, читают новости. Эта война ведется еще и в социальных сетях, и поэтому даже то, что доступно для детей, там везде обсуждают военные действия. Везде видео захвата заложников, тяжелые кадры, как издеваются над женщинами и детьми. Поэтому у детей это оставило, конечно, неизгладимый след, они очень боятся».
Судя по всему, первоначальный шок от кадров из захваченных боевиками кибуцев начинает проходить, а возмущение блокадой и бомбардировками Газы нарастает — и глобальное инфопространство возвращается к довоенному «консенсусу». Все согласны, что мир — это хорошо, а насилие — плохо. Но каждый подчеркивает прегрешения другой стороны и оправдывает любые действия своей.