Динмухамед Кунаев – многолетний руководитель Казахской СССР и друг Брежнева
Президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву показали новый генеральный план города Конаева. В прошлом году он стал административным центром Алматинской области. До этого носил название Капчагай. Переименовали город в честь Динмухамеда Кунаева – первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР. Республикой он руководил более четверти века, эту эпоху называют «золотой», рассказывает корреспондент «МИР 24» Кирилл Харламов.
На кадры 50-летней давности запечатлена поездка генерального секретаря политбюро ЦК КПСС, главы государства в Казахскую СССР. Встречал дорогого Леонида Ильича член политбюро ЦК КПСС – высшего партийного органа страны – первый секретарь ЦК Компартии республики, давний друг и товарищ Динмухамед Кунаев. Они познакомился в середине 1950-х на целине. Брежнев – первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, Кунаев тогда – президент Академии наук Казахской ССР.
«С Брежневым сразу сложилась химия отношений, как принято говорить. На домашний манер, кстати, Брежнев частенько называл Динмухамеда Ахмедовича Димашем. Это характеризовало его личное, дружеское отношение к этому человеку», – сказал историк Евгений Спицын.
Кунаев – выпускник Московского института цветных металлов. В 1936 году защитил диплом на «отлично», его отправляют обратно на родину, в Казахстан. В годы войны он курирует всю тяжелую промышленность республики.
В 1960-м Кунаев – уже первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, фактический руководитель республики. 16 декабря 1962 года Хрущев снимает его с этой должности. Политическую карьеру Кунаева через два года реанимирует уже товарищ Брежнев.
«Кунаев с удовольствием слушал анекдоты про Никиту Сергеевича Хрущева, анекдотов тогда ходило много, но не допускал никаких анекдотов про Леонида Ильича», – отметил историк Александр Широкорад.
Брежнев в Казахстан прилетал часто и каждый раз заходил в гости к Кунаевым на плов и домашние баурсоки.
«Самый мудрый был мой друг был Брежнев. Спокойная жизнь была. Он был мудрый, народ ни в чем не нуждался, народ был сытым», – говорил первый Секретарь ЦК Компартии Казахстана (1964-1986 гг.) Динмухамед Кунаев.
У Кунаева и Брежнева были общие взгляды на жизнь и на работу. Даже хобби похожие – охота и рыбалка. Оба коллекционировали. Один – автомобили, другой – ружья и зажигалки.
«Динмухамед Ахметович каждый месяц отправлял в Москву бочку посоленного османа – это горная форель, которая водится в Тургенском ущелье, очень вкусная. Такие были презенты», – рассказала кандидат исторических наук Салтанат Асанова.
«Кунаевскую эпоху» в Казахстане до сих пор называют «золотым временем». Республика тогда вошла в число трех самых крупных экономик СССР, наряду с Россией и Украиной, которые всегда были локомотивами Страны Советов. Сельское хозяйство выросло в шесть раз, объем промышленности – в семь. При нем появились десятки крупных предприятий.
«Это Павлодарский, Экибастузский топливно-энергетический комплекс, Павлодарский тракторный завод. Мангыстауские нефтяные месторождения начали осваиваться», – отметил академик НАН Казахстана, доктор исторических наук Малик Асылбеков.
Все это всесоюзные стройки. Возводить новые объекты в республику отправляли специалистов со всей страны. При нем появились сотни новых населенных пунктов – 43 города. В том числе промышленный Балхаш, Темиртау, Экибастуз, Капшагай, который теперь носит имя Динмухамеда Кунаева.
Столица Алматы изменилась до неузнаваемости. Стройка шла под лозунгом: «Архитектура национальная по форме, социалистическая – по содержанию». Денег на развитие и благоустройство столицы руководство Казахстана не жалело. Именно тогда в городе появилось здание Национальной библиотеки, новые корпуса университета, «Казтелецентр», телебашня «Коктобе», Дом дружбы, так необходимая для города селезащитная плотина и, конечно, «Медео» – визитная карточка Казахстана, высокогорный каток, который прозвали «фабрикой рекордов». Там было установлено свыше 200 мировых рекордов на всех дистанциях. Каток построили за два года. Стройка даже не всесоюзная – всемирная. В ней участвовали все страны социалистического лагеря. Брежнев не раз прилетал на «Медео».
В своих мемуарах Кунаев признавался, что Алматы была его первой любовью, и за эту любовь он боролся. Не жалел ни сил, ни денег. При этом сам жил довольно скромно. В небольшой трехкомнатной квартире, где теперь музей Кунаева. До работы добирался пешком и без охраны.
«Он сказал: «Не ограждайте меня от народа». Как хотите. Нужно ехать, остановит, что категорически по инструкции запрещено. Народ стоит, выходит», – рассказал руководитель службы охраны Кунаева (1975-1987 гг.) Анатолий Горяйнов.
«Он у меня поинтересовался: «Ты живешь с мамой? Она, наверное, рассказывает, как в магазинах?» Говорю, что нет, мы на эту тему не говорили. Но она пожаловалась, что что-то с мясом, какая-то напряженка была. Он тут же связался с городским начальником и говорит: «Слушай, там у тебя люди жалуются, что нет мясной продукции в твоих магазинах», – рассказал писатель, поэт Олжас Сулейменов.
Глава республики понимал, что не все идет гладко. Кунаев писал: «Период в жизни страны до Горбачева, особенно годы правления Брежнева, который был назван «застоем», на самом деле таковым не был. Я никоим образом не склонен идеализировать состояние народного хозяйства до прихода Горбачева к руководству партией и страной. Тем не менее в стране был накоплен огромный производственный и научно-технический потенциал, которым надо было рачительно, по-хозяйски распорядиться».
Кунаев – трижды Герой социалистического труда, кавалер восьми орденов Ленина, обладатель ордена Отечественной войны первой степени, Трудового Красного Знамени. На посту руководителя советского Казахстана проработал 22 года при четырех генсеках: Брежневе, Андропове, Черненко, Горбачеве. С последним отношения не заладились. Михаил Сергеевич избавлялся от соратников и, тем более, друзей Брежнева.
В 1986 году Кунаева снимают с должности. Магия чисел – второй раз в отставку его отправляют в тот же день. Только с разницей в 22 года. 16 декабря – несчастливая дата для Динмухамеда Ахметовича. На его место назначили Геннадия Колбина – уроженца Ульяновской области, который никак не был связан с Казахстаном. Народу это не понравилось.
Алматинские события позже назовут началом конца Страны Советов. После отставки Кунаев никуда не уехал. Жил в родном Алматы. Все свои накопления потратил на выкуп той самой трехкомнатной квартиры, которая была государственной. В 1993 году Динмухамеда Ахметовича не стало.