Экология самураев: во что выльется слив радиоактивной воды с «Фукусимы»?

К вопросам японского языкознания. Премьер Японии Фумио Кисида заставил министра сельского хозяйства страны извиниться за то, что тот произнес «Осэнсуй» вместо «Серисуй». Тэцуро Номура назвал воду, которую сливают с атомной электростанции «Фукусима», «загрязненной», а правильно, по мнению главы правительства, говорить «вода, прошедшая очистку». Довольно сложно перепутать. За кем из министров правда, выяснила политический обозреватель «МИР 24» Анна Деркач.

Экология самураев: во что выльется слив радиоактивной воды с «Фукусимы»?
© Мир24

«Японцы, не убивайте Японское море» – требуют жители Токио перед штаб-квартирой TEPCO. Обслуживающая энергетическая компания, спустя 12 лет после аварии на «Фукусиме», решила слить воду для охлаждения реакторов с АЭС в Тихий океан.

«Вредное воздействие радиации не проявится сразу. На это нужно время. Например, вы едите рыбу сейчас, с вами все в порядке, но через год вы можете почувствовать, что что-то не так», – заявил протестующий Фумитака Цуцуми.

Премьер-министр Кисида в страшилки не верит. Какого японца напугаешь рассказами о радиации? За последние пару дней глава кабмина дважды поел на камеру морепродукты, выловленные у побережья «Фукусимы».

Убедить кого-то получилось вряд ли, а вот рассмешить еще как. Интернет-пользователи быстро нашли сходство со знаковым эпизодом второго сезона «Симпсонов». Там мистеру Бернсу подают трехглазую рыбу – результат мутации из-за радиоотходов. Вот и коллаж с японским премьером подоспел.

Сашими из камбалы, осьминога и морского окуня Кисида ел в компании министров. Главу Минсельхоза не позвали, чтобы он еще раз не опозорился. Накануне он случайно ляпнул журналистам лишнего.

«Мы провели обстоятельный обмен мнениями относительно последующих оценок зараженной воды», сказал Тэцуро Номура. А потом исправился: «Я хочу отозвать свои слова. Вчера я по ошибке назвал очищенную воду загрязненной. Я приношу извинения за чувство дискомфорта, который я доставил вовлеченным сторонам».

Министр извинился, но осадок остался. Японию и ближайших к ней соседей – Южную Корею и Китай – захлестнули бунты.

«Мы требуем, чтобы Япония немедленно прекратила сброс воды. А наше правительство прекратило ее поддерживать. Мы призываем власти последовать примеру Китая», – сказала исполнительный директор Корейской федерации экологического движения Ким Чуни.

«Китай всегда ставит свой народ на первое место. Поэтому Главное таможенное управление полностью приостановило импорт морских продуктов из Японии, начиная с 24 августа», – добавила представитель Министерства торговли Китая Шу Цзюэтин.

Запрет Китая – серьезный удар по отрасли. В год Япония продавала ему морепродуктов на 600 миллионов долларов. Теперь Пекин покупает у России. Москва запреты на японское пока не вводила, но контроль усилила. Шесть десятков обнаруженных в охлаждающих стоках радионуклидов себе в тарелку никто не хочет.

«Вдоль побережья Японии идут теплые течения. И вместе с ним идет сайра, скумбрия, креветки. И все это идет к нам. И все эти заявления, что нас это не коснется, это чистейшей воды бред», – заявил бывший начальник инспекции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Госатомнадзора СССР Владимир Кузнецов.

Аргументы у Японии железные. Станцию пора деактивировать. А для этого нужно слить 1,5 миллиона тонн воды из переполненных хранилищ. Перед сбросом из нее отфильтровали все опасное. Кроме трития – радиоактивного изотопа водорода, который заместил нормальный водород в молекуле воды.

«Это такой бич атомных электростанций. Вот АЭС, которые работают на реакторах с водой. Тритий там образуется неизбежно, это не от конструкции реактора зависит, это физика процесса. Один из водородов стал радиоактивным. Поэтому его нельзя отфильтровать. Отфильтровать воду от воды невозможно», – отметил инженер-физик программы безопасности радиоактивных отходов Москва Андрей Ожаровский.

Тритий излучает бета-радиацию. В организме включается в обмен веществ. Вместо того, чтобы как йод, собираться в одном органе, распределяется по телу. Считается особо опасным для всего живого.

«Кто более чувствителен: маленькие дети, беременные, кормящие матери. Им требуется поступление различных строительных материалов, кирпичиков, из которых беременная женщина создает новую жизнь. И если попадется радиоктивное, она не только распадется внутри и разрушит клеточные мембраны, но и сможет нанести генетический ущерб. А это те самые мутации, которые всех пугают. Про которые много фильмов, много сказок. Но, к сожалению, это правда», добавил Андрей Ожаровский.

Японцы отмахиваются. Трития на весь объем воды всего несколько граммов. Плюс стоки разбавят до уровня гораздо ниже допустимого. В пример приводят популярный в научной среде «банановый эквивалент». Фрукт богат калием, а калий-40 радиоактивен. Один 150-граммовый банан излучает около 19 беккерелей. Так что один литр воды с «Фукусимы», столь же радиоактивен, как и 10 бананов.

«Это вообще-то запредельная наглость, поскольку для того, чтобы обосновать это, применены два трюка. Первый – разбавление. В таких условиях я готов превратить практически любые опасные отходы в неопасные. Химические, радиоактивные, сточные воды канализации, если их разбавить в 350 раз, возможно, они будут соответствовать чему-то», – отметил Андрей Ожаровский.

Люберецкие очистные сооружения Москвы. Одна из крупнейших станций в Европе. Процессы здесь полностью повторяют природные. Крупные фракции оседают, бактерии поедают органические отходы, ультрафиолет убивает бациллы и вирусы. Но если все так элементарно, почему же просто не разбавить канализацию водой, а остальное доверить природе?

«Больше шести миллионов кубических метров сточной воды сбрасывается ежедневно в московскую канализацию. Мы бы не увидели бы с вами рек, а увидели бы болота, свалки и выгребные ямы», – сказала начальник технологического отдела люберецких очистных сооружений Юлия Скитович.

Это так называемый выпуск. Этап, на котором очищенные городские стоки возвращаются в природу. По многим лабораторным показателям эта вода даже лучше, чем в естественных водоемах. На станции такой процесс очистки занимает 30 часов. В природе может длиться месяцами или даже годами. Ни одна река в мире с отходами мегаполиса без помощи технологий не справится.

Вода, как говорится, все стерпит. Вопрос: где предел? В 60-х и 70-х морское захоронение радиоактивных отходов было общепринятой практикой. Вот карта океанического дна. Где-то затонула атомная подлодка, где-то выбросили бочки с отработанным топливом, куда-то обронили ядерные боеголовки и водородные бомбы.

«Общая загрязненность нашей планеты радиоактивными отходами, действительно, колоссальная. После аварии «Фукусимы» уровень радиоактивности в Тихом океане увеличился в два раза. Это совсем не капля. Когда они сольют эту воду, это будет не мизерная часть, это будет значимо в масштабах всей планеты», сказал сопредседатель Союза экологических общественных организаций Андрей Фролов.

Но раз вред от слива неизбежен, как такое вообще разрешили? Ведь Лондонская конвенция запрещает сброс в моря радиоактивных отходов. Правда, с оговоркой: с танкеров и кораблей. Так что, построив километровую сливную трубу, японцы формально ничего не нарушали. А что об этом думают соседи, это уж второе дело.

«Японцы на сегодняшний день находятся в состоянии конфликта с Россией. И игнорируют нашу точку зрения. Китай тоже игнорируют. Там и территориальные споры. Американцы их поддерживают и вот они считают, что могут провести это все безнаказанно», – добавил Андрей Фролов.

Японцев замучали телефонные террористы и радиофобы – те, кто панически боится излучения. Болезнь в 40-х и зародилась в Японии. Теперь же объектом страха стала сама Страна восходящего солнца. «Японские рыбаки такие же токсичные, как и твоя бывшая» – свежая шутка из интернета.

Сеть полна подобных мемов. Смешных и не очень. Вот китайский генконсул Чжан Мэйфан разместила в социальной сети ролик про Годзиллу. Мол, «слив радиоактивной воды «Фукусимы» – воплощение Японией собственной ядерной травмы».

Намек, конечно же, на Хиросиму. Такое созвучное с «Фукусимой» название. Японцы, ставшие жертвами атомных бомбардировок, теперь сами источник радиоактивного заражения. Но, если в первом случае, это военное преступление, то во втором – святая простота. Причем, научно обоснованная.