15 лет назад грузинские войска вошли в Южную Осетию. Как Россия провела операцию по принуждению Грузии к миру?
15 лет назад, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года тлеющий грузино-осетинский конфликт вспыхнул с новой силой. Вооруженные силы Грузии начали обстреливать Цхинвали, а затем попытались взять город штурмом. В числе первых под огнем оказались российские миротворцы, размещенные в пригороде Цхинвали. Россия ответила незамедлительно: президент Дмитрий Медведев пообещал не допустить гибели соотечественников, объявил о начале операции по принуждению к миру и отправил в республику российские подразделения. Зачем президент Грузии Михаил Саакашвили решил навести «конституционный порядок» в Южной Осетии, как проходили бои между российскими и грузинскими частями и почему конфликт закончился так быстро — вспоминает «Лента.ру».
Пролог
Напряженность на границах непризнанной на тот момент Южной Осетии и Грузии нарастала с начала 2008 года. Грузинская сторона планомерно активизировала полеты беспилотников, которые сбивались силами местного ополчения. Инциденты с крушением БПЛА обсуждались в Совете Безопасности ООН, однако решений в связи с этим принято не было.
Уже к апрелю Грузия стала подтягивать к линии соприкосновения регулярную армию. Президент Михаил Саакашвили настаивал, что маневры призваны не допустить «поощрения сепаратизма» со стороны России.
За несколько недель до начала горячей фазы в Грузию прибыли американские военные: они провели совместные с грузинскими подразделениями учения Immediate Response на базе Вазиани, расположенной в 25 километрах от Тбилиси.
Там же присутствовали азербайджанские, армянские и украинские солдаты. В ответ Россия провела учения «Кавказ-2008», где были задействованы подразделения различных силовых ведомств.
Накануне
В начале августа стали поступать первые сообщения о перестрелках и стычках в районе Цхинвали — столицы Южной Осетии. Взрывались машины грузинской полиции, по осетинским позициям велся снайперский огонь. Тогда жертвами столкновений стали шесть человек, десятки попали на больничные койки. Власти непризнанной республики приняли решение частично эвакуировать гражданское население и призвали добровольцев вооружаться для защиты мирных жителей.
В Министерстве иностранных дел (МИД) Грузии заявили, что «цхинвальский режим откровенно готовится к войне», и усилили концентрацию войск вблизи спорных рубежей.
Однако уже вечером 7 августа президент Михаил Саакашвили внезапно объявил о прекращении огня. Через несколько часов грузинская артиллерия начнет шквальные бомбежки Цхинвали.
08.08.08
8 августа в 00:15 по московскому времени подразделения Вооруженных сил Грузии выпустили первые снаряды по жилым кварталам города. «Противник бессистемно обстреливал Цхинвали — совершенно мирные объекты, жилые кварталы, социальную инфраструктуру, не имеющую никакого отношения к обороне», — вспоминал заместитель министра обороны Южной Осетии полковник Вадим Сиукаев.
Утром к обстрелам подключились реактивные системы «Град», а пехота при поддержке танков перестроилась в боевые порядки и начала выдвигаться в город. Командующий грузинскими миротворцами Мамука Курашвили заявил, что началась «операция по наведению в Цхинвальском районе конституционного порядка».
При этом атакам подверглись и посты российских миротворцев, грузинский танк разрушил вышку казармы Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ), пали несколько российских военнослужащих.
Ближе к обеду государственный министр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили сообщил, что войска смогли установить контроль над осетинскими селами Дмениси, Дидмуха, Мугут, Архоци и Квемо Окона, подчеркнув при этом, что «задачей властей Грузии является прекращение стрельбы в сторону грузинских сел и продолжение мирных переговоров».
Первые удары
Россия включилась в конфликт спустя всего полтора часа после первых выстрелов. Уже в 1:40 по московскому времени первая батальонная тактическая группа 58-й армии, которая была развернута на общей границе, прошла через Рокский тоннель между Северной и Южной Осетией. Следом за ней в зону боевых действий направились и другие части.
Утром российская авиация начала наносить удары по вторгшимся на территорию Южной Осетии грузинским войскам. Следом под воздушные атаки попали военные цели на территории Грузии: базы военно-воздушных сил, склады боеприпасов, колонны техники.
Исторический гарант
В 15:00 на официальном сайте Кремля появилось экстренное заявление президента Дмитрия Медведева о применении Россией ответных мер на грузинскую агрессию.
Основной задачей операции было названо сохранение мира: «Россия исторически была и останется гарантом безопасности народов Кавказа. Сегодня ночью в Южной Осетии грузинские войска, по сути, совершили акт агрессии против российских миротворцев и мирных жителей (...). Логика предпринимаемых нами сейчас шагов продиктована этими обстоятельствами. Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников. Виновные понесут заслуженное наказание».
Смена курса
Официальные грузинские лица поначалу воздерживались от публичных заявлений о происходящем в неподконтрольных районах, однако своей ответственности за начало боевых действий не скрывали.
Так, премьер-министр Ладо Гургенидзе в интервью газете «Коммерсантъ» от 9 августа объяснял, что «начать операцию по наведению конституционного порядка» страну вынудили массированные обстрелы грузинских сел осетинами.
Спустя несколько дней президент Михаил Саакашвили, правда, утверждал обратное: будто бы бомбардировки Цхинвали и бои за Южную Осетию начали именно российские военные.
Уже на второй день наступление грузинских солдат на город резко замедлилось. В бой вступила российская пехота, прикрываемая с воздуха штурмовой авиацией. Параллельно в Абхазию выдвинулись подразделения ВДВ, морпехи и корабли Черноморского флота во главе с ракетным крейсером «Москва».
Марш на юг
9 августа российская авиация понесла первые потери. Грузинским частям удалось сбить Ту-22М3 и Су-24, пилоты Вячеслав Малков и Игорь Зинов сумели катапультироваться и попали в плен. Однако на земле Вооруженные силы России только наращивали успехи, была создана наступательная группировка, куда вошли четыре полковые тактические группы и значительные силы артиллерии.
К 10 августа Вооруженные силы Грузии были выбиты почти из всех районов Цхинвали. Абхазия не осталась в стороне и начала операцию по вытеснению войск из Кодорского ущелья. К вечеру ее силы вышли к реке Ингури, закрепив тем самым новую границу.
Уже к вечеру МИД Грузии передал российской стороне ноту о прекращении боевых действий. Ночью того же дня состоялся единственный за Пятидневную войну морской бой. Два больших десантных корабля и два корабля охранения Военно-морского флота (ВМФ) России разбили четыре сторожевых катера противника, патрулирующих побережье Абхазии.
Посредники
Международные организации с самого начала конфликта реагировали на него относительно сдержанно. 10 августа генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал вывести из зоны грузино-осетинского конфликта все воинские контингенты, не санкционированные международными соглашениями по Южной Осетии.
НАТО в первые дни высказалось фактически идентично, однако уже через несколько дней генеральный секретарь блока Яап де Хооп Схеффер обвинил Россию в «нарушении территориальной целостности Грузии и применении излишней военной силы».
Главным посредником в урегулировании конфликта выступили страны Европейского союза. Президент Франции Николя Саркози вызвался быть посредником в переговорах между Россией и Грузией. Он же участвовал в выработке мирного плана, который впоследствии получил название «план Медведева — Саркози».
Развязка
11 августа грузинские подразделения окончательно были выбиты из Цхинвали и обратились в паническое бегство, а российские войска продвинулись с территории Абхазии вглубь Грузии и вошли в Зугдиди, Сенаки и Поти. Министерство обороны России сообщило, что число павших российских военных составило с начала операции 18 человек.
Уже на следующий день российские подразделения вышли на границу с Грузией почти на всем ее протяжении, продолжая вытеснять отступающие грузинские части, которые, в свою очередь, начали готовиться к обороне Тбилиси, со дня на день ожидая штурма столицы.
Однако уже к полудню президент Дмитрий Медведев объявил, что операция по принуждению к миру завершается. Вскоре состоялась его встреча с Николя Саркази, после чего французский политик направился в Тбилиси, где передал Михаилу Саакашвили российские предложения о прекращении огня.
Договорились
План по урегулированию конфликта Россия, Франция и Грузия подписали только 16 августа. К этому времени парламент Грузии разорвал все соглашения об интеграции республики в Содружество Независимых Государств (СНГ). Михаил Саакашвили продолжал настаивать, что «операция по наведению конституционного порядка» стала ответом на масштабную интервенцию российских войск.
Однако Международная комиссия по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе под эгидой Европейского союза, которая завершила свою работу к осени 2009 года, постановила, что боевые действия в регионе начались с вооруженной провокации грузинских войск.
«Комиссия не может считать достаточно доказанным утверждение Грузии о вторжении значительных российских сил в Южную Осетию до 8 августа», — резюмируют эксперты и дипломаты.
Признание
Тем не менее и применение силы российскими войсками комиссия сочла чрезмерным. В своих выводах она заключила, что хотя в первые часы конфликта Россия адекватно реагировала на обстрел своих граждан и имела право применить силу, впоследствии «вышла за пределы необходимой обороны», о чем свидетельствовало продвижение вглубь грузинской территории.
Впрочем, к тому времени Россию мало интересовало решение иностранных экспертов. 26 августа 2008 года президент Дмитрий Медведев подписал указ о признании суверенитета Абхазии и Южной Осетии, навсегда лишив Грузию возможности повторить провокацию.
Эхо конфликта
Потери Вооруженных сил Грузии, по официальным данным, составили 170 человек павшими и пропавшим без вести, 1964 — ранеными, включая резервистов и полицейских. Официальные потери российской стороны — 64 павших, 283 раненых, 3 пропавших без вести.
Война унесла жизни несколько сотен мирных жителей по обе стороны линии соприкосновения, их точное число не установлено до сих пор.