«Заговор Рюриковичей»: кто на самом деле сверг Романовых в 1917 году
Формально говоря, первым премьер-министром России после отречения Николая II стал князь Георгий Львов. Он происходил из рода Львовых, который имел свои корни от Рюрика. В то время в российской либеральной оппозиции в начале XX века было много представителей старой знати, включая Рюриковичей.
Один из предков Львовых, ярославский князь Василий Давидович, известный как Грозные Очи, жил в первой половине XIV века (умер в 1345 году) и был потомком Рюрика в 15-м поколении. Он был женат на Евдокии, дочери московского князя Ивана Калиты, поэтому его дети также были потомками московской ветви Рюриковичей.
Младший сын Василия и Евдокии, Роман, основал город Романов на Волге, где он правил. Роман Васильевич участвовал вместе с Дмитрием Донским в битве на Куликовом поле. Его четвертый сын Даниил Романович оставил двух сыновей, старший из которых назвал себя Львом. Именно от этого Льва, согласно родословной записи, представленной Львовыми в 1685 году, произошла их фамилия.
Родители Георгия Львова не были богатыми или влиятельными людьми по меркам русской дворянской элиты XIX века. Они владели только одной деревней. Отец, Евгений Владимирович Львов, пользовался уважением в обществе и был предводителем дворянства в Тульской губернии. Родители часто путешествовали за границу, и в Дрездене в 1861 году родился Георгий Евгеньевич Львов.
В конце XIX века многие помещики выступали за введение конституции и политических свобод. Георгий Львов был в лагере этих сторонников. Как и его отец, он пользовался общественной поддержкой. В 1903 году Георгия Львова выбрали председателем Тульской губернской земской управы. Он был близок с Львом Толстым и в значительной степени разделял его философию ненасилия. В том же 1903 году Львов был одним из организаторов нелегального «Союза освобождения», который выступал с либеральной программой.
В 1905 году члены «Союза освобождения» и легального «Союза земцев-конституционалистов» объединились в одну партию - конституционно-демократическую (кадеты). Львов был избран в I Государственную Думу, а после ее роспуска в июле 1906 года подписал обращение к народу с призывом не платить налоги и отказываться от военного призыва. За это он был осужден царским судом, но позже амнистирован. В 1911 году Львов вышел из партии кадетов из-за их, по его мнению, недостаточного радикализма, и был избран в ЦК партии прогрессистов. В 1913 году Московская городская дума избрала Львова городским головой, но царское правительство поставило вето на этот выбор.
Как стало известно историкам значительно позднее, в конце XX века, еще в 1912 году Львов был избран в руководящие органы масонской организации «Великий Восток народов России» и стал главой «теневого кабинета». Список министров этого кабинета полностью совпал с первым составом Временного правительства, сформированного 2 (15) марта 1917 года. Львов завоевал общественное признание в годы Первой мировой войны, когда он возглавил «Всероссийский союз земств и городов» и организовал снабжение армии и помощь раненым воинам.
Георгий Львов возглавлял Россию ровно четыре месяца. За это время стало очевидно, что он неспособен к организационной работе в государственных структурах. Он упразднил полицию и местную администрацию, начал «демократизацию» армии, что привело к ее разрушению, и без препятствий позволил Ленину и другим лидерам большевиков войти в Россию и проводить свою пропаганду. 2 (15) июля 1917 года Львов ушел в отставку.
Среди лидеров конституционно-демократической партии были и другие Рюриковичи. Например, братья-близнецы Пётр и Павел Долгоруковы, а также Дмитрий Шаховской, с мая по июль 1917 года занимавший пост министра государственного призрения (социального обеспечения) во Временном правительстве. Кроме того, Рюриковичем был и ветеран народнического движения, эмигрировавший прямо из-под ареста в 1876 году, известный учёный-геолог и мировой теоретик анархизма Пётр Кропоткин.
Однако дают ли эти факты основание говорить о том, что революцией двигало стремление Рюриковичей занять место династии Романовых? Или хотя бы то, что мотивом оппозиционной и революционной деятельности этих Рюриковичей было именно желание династического реванша? На оба вопроса следует ответить отрицательно.
Если посмотреть на удельный вес представителей Рюриковичей в руководстве оппозиционных самодержавию партий, то они там были в явном меньшинстве и не на первых ролях. Опять же, среди самих Рюриковичей было значительно больше тех, кто поддерживал самодержавие Николая II либо был аполитичен. Отдельных Рюриковичей приводило в лагерь оппозиции отнюдь не желание царствовать вместо Романовых. Никто из них – ни Кропоткин, ни Львов, ни кто-то ещё – не собирался занять царский престол.
Возможно, что Георгий Львов целился в кресло будущего российского президента. Но эта должность по самой своей сути – выборная. Пресса после Февраля 1917 года часто называла Львова «русским Джорджем Вашингтоном». А Вашингтон был знаменит не только тем, что возглавлял армию США в Войне за независимость, но и категорически отверг предложенную ему корону и даже продление его президентских полномочий сверх двух сроков.
Конечно, революция опиралась на разветвлённый заговор. Даже, можно сказать, на несколько заговоров. О принадлежности Львова к масонской организации сказано выше. Но это была реалия новейшего времени, ХХ столетия. Она никак не была связана с династическими преданиями Средневековья и русской старины.